Крупнейший в республике

0
Всего просмотров:

В нынешнем году один из автобусных парков столицы – АП №5 будет отмечать свое тридцатипятилетие. Его строительство продолжалось в течение 1976-1977 гг. А 23 февраля 1978 года первые автобусы вышли на маршруты. Сегодня филиал ГП «Минсктранс» – «Автобусный парк №5» – является крупнейшим не только в столице, но и в Республике Беларусь.

До распада Советского Союза в автопарке эксплуатировалась венгерские автобусы марки “Ikarus”. Сейчас здесь работают отечественные” МАЗы” и “ Неманы”. Есть также несколько Mercedes.

Всего автопредприятие обслуживает 152 маршрута, в том числе, 37 городских, 102 пригородных 13 междугородних.

Необычный памятник

Многие обращают внимание на необычный памятник, установленный на крыше возле центральной проходной АП №5. Работники предприятия разместили здесь автобус МАЗ. Такая идея возникла несколько лет назад. «У нас проходила программа по благоустройству территории. И мы решили таким образом привлечь внимание окружающих и украсить наш автопарк», – рассказал директор филиала «Минсктранс» М.В.Марцуль. Прообразом послужил погрузчик, который находится на крыше завода «Амкодор».

К реализации задуманного в автопарке приступили полтора года назад. На все работы ушло несколько недель. И теперь необычная экспозиция стала визитной карточкой автопредприятия.

Экспонаты будущего музея

Несколько лет назад по решению руководства ГП «Минсктранс» во всех филиалах государственного предприятия для будущего музея стали собирать авто и электротранспортную технику в разные годы эксплуатировавшуюся в Минске. Свои «автораритеты-ветераны» имеются и в АП №5. Их два.

Первый – это сочлененный автобус МАЗ-105, выпущенный в 1999 году. Такие машины были рассчитаны на перевозку 170 пассажиров и имели 33 сидячих места. Они оснащались французскими 279-сильными двигателями Renault Midr 06.20.45 R41 стандарта Евро-1.

Несколько лет назад автотехника перестала эксплуатироваться, и ее поставили на стоянку. За все время работы она преодолела 580188 км.

Второй – тоже сочлененник. Ikarus-280 1988 года выпуска попал в Минск спустя десять лет после своего рождения. Его привезли из Германии, где он эксплуатировался. Эта модель имела пассажировместимость 168 человек (37 сидя). На автобусы устанавливались дизельные четырехтактные 6-цилиндровые рядные с непосредственным впрыском топлива в сферическую камеру сгорания в поршне моторы Raba-MAN мощностью 192 л.с.

Машина работала до сентября 2007 года. И имеет «трудовой» пробег 1031, 224 миллиона км.

Оба автотранспортных средства трудились на различных городских маршрутах, и они по-прежнему на ходу. Когда откроется музей, сотрудники автопарка передадут автотехнику в его экспозицию.

Необычная помощь

Сейчас во всех филиалах «Минсктранс» в качестве автомобилей технической помощи используется разнообразная автотехника. Но, пожалуй, самая оригинальная эксплуатируется в 5-м автобусном парке. В начале нынешнего века в АП №5 для этих нужд переделали три сочлененных автобуса марки Ikarus 280 1989 г.в. У них отрезали заднюю часть и в образовавшееся открытое пространство установили специальную дверь. Изменился и салон новой автотехники. В нем убрали пассажирские кресла и разместили внутри необходимое оборудование и инструмент. Появились стеллажи под колеса и пр. Машины оснастили сцепными устройствами и приварили буксиры. Сейчас они стали называться тягачами АРМ и получили техпаспорта как Ikarus-260.

Все изменения были согласованы с ГАИ и другими организациями, работающими в данной сфере.

Социальное такси

Два года назад в Минске в качестве эксперимента появился новый вид услуг, оказываемый городской социальной службой и государственным предприятием “Минсктранс” инвалидам I и II-й групп по зрению и опорно-двигательному аппарату, проживающим в городе. Автомобиль доставляет человека в учреждения здравоохранения и аптеки, в органы по труду, занятости и социальной защите, другие госучреждения, музеи, театры и на прочие объекты городской инфраструктуры. А потом привозит его обратно.

В качестве базового автомобиля был выбран микроавтобус Mercedes-Benz 411 CDI Sprinter Kasten, который переоборудовали в СООО «Автотехинжиниринг». Его оснастили лифтами-подъемниками и креплением для колясок, кондиционером, аудио и видеосистемами и другими удобствами. 7-местная машина вмещает три коляски.

Первые впечатления от потребителей оказались самые благоприятные. Поэтому социальное такси прижилось в столице. Теперь такие машины состоят в штате всех минских автопарков. Есть они в АП №5. Раньше в 5-м было одно такое автотранспортное средство. В настоящее время их число увеличилось до трех.

Юрий Влодавский

Автор выражает благодарность руководству филиалу «Автобусный парк №5» за предоставленные материалы

Фото автора