Приближается знаменательная дата – 75-летие Великой Победы над нацистской Германией. Свою лепту в борьбе с врагом внес и Минский автомобильный завод.
Как известно, после освобождения города в августе 1944 года решением Государственного комитета обороны Советского Союза в белорусской столице был создан автосборочный завод. На его территории из зарубежных комплектующих собиралась автотехника, поставляемая в СССР по программе ленд-лиза.
Из всех грузовиков, отправленных с белорусского предприятия на вооружение Красной Армии, в то время наиболее известными были Studebaker и Mack. Именно о них чаще всего слышим в воспоминаниях ветеранов-автозаводцев, а также сохранилось больше информации в фондах заводского музея.
Но были и другие автомобили. Среди них – американские грузовики Chevrolet. Сведений о них крайне мало. Уже в ноябре 1944-го из ворот предприятия выехали первые пятьдесят машин, среди которых находились и эти “американцы”. Всего за весь период производства до октября 1946 г. с конвейеров Минского автозавода сошли чуть более 18000 единиц автотехники разных марок.
К сожалению, в Республике Беларусь до наших дней не сохранилось ни одного автомобиля Chevrolet. Поэтому неизвестно, какие именно из них изготавливали минчане. Возможно, американцы присылали к нам модели G7107 и G7117, оснащенные пятитонной лебедкой. Общее количество таких автотранспортных средств, прибывших из США в СССР, составило почти 48000 единиц. Они использовались боевыми частями РККА и ее инженерными войсками, перевозили различные грузы в армейских обозах и в подразделениях снабжения. На них устанавливались передвижные радиостанции, они служили артиллерийскими тягачами и ремонтными летучками, выполняли и другие функции. Их любили в армии.
После войны грузовики передали в народное хозяйство, а в 1954-1955 годах списали.
Экземпляры подобных автотранспортных средств можно увидеть у наших соседей в Российской Федерации. Они находятся в экспозициях государственных и частных автомобильных и военных музеев. Один G7107 наряду с другими представителями отечественного (советского) и иностранного (заокеанского) автопрома на протяжении многих лет является экспонатом Музея транспорта Москвы. Кстати, в общей оценке всех ленд-лизовских грузовых автомобилей именно эта модель по выносливости и надежности заняла почетное второе место после самого популярного Studebaker US-6.
История музейного экземпляра Chevrolet G7107
К сожалению, точная история автомобиля неизвестна. В конце 90-х годов прошлого века его нашли на одном из предприятий Одинцовского района Московской области. Он был переделан под автоцистерну. В начале 2000-х уникальную машину выкупили тогдашние сотрудники музея и привезли в Москву. Отсутствуют сведения о реставрации данной автотехники. Удалось лишь установить, что на момент приобретения на автотранспортном средстве отсутствовал родной кузов. Его, а также ряд других деталей изготовили заново по найденной заводской документации.

На сегодняшний день американский грузовик предположительно на 80% соответствует оригинальному состоянию и является полноценным выставочным образцом. Дальнейшее его восстановление в ближайшее время не планируется.
P.S. Chevrolet G7107 музейные сотрудники Музея транспорта Москвы крайне редко демонстрируют за пределами своего музея. Одним из таких исключений стала проходившая в марте 2020 года 29-я по счету выставка ретро техники “Олдтаймер-Галерея”. Ее составной частью явился военно-технический фестиваль “Моторы Победы”, экспонатом которой был и данный американский автомобиль.

В заключение некоторые технические характеристики Chevrolet G7107
Полноприводный 5,6-метровый бортовой автомобиль с колесной формулой 4х4 выпускался фирмой “General Motors “ с 1940 по 1945 годы. Он имел грузоподъемность 1,5 т и оснащался бензиновым двигателем Chevrolet BV1001 – рядной “шестеркой” объемом 3,9 л и мощностью 83 л.с. Машина развивала скорость 77 км/ч.
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы начальнику отдела учета, хранения, ремонта и реставрации Музея транспорта Москвы Андрею Кощееву и директору по внешним коммуникациям Андрею Некрасову.
Юрий Влодавский
Фото А.Трохачев и Д.Андрюшин