Так считает пилот одного из экипажей заводской спортивной команды “МАЗ-СПОРТавто” С.Вязович
Знакомьтесь: Сергей Вязович, 34 года, мастер спорта Республики Беларусь по автоспорту. Победитель и призер различных республиканских соревнований по скоростному маневрированию и классическому авторалли. На сегодняшний день Чемпион нашей страны по авторалли, участник ряда престижных международных автосоревнований. Бронзовый призер ралли-рейда “Шелковый путь” 2013 года.
Женат, имеет двоих детей. Жена работает на Минском автозаводе
– Как вы пришли в автоспорт?
С. В.:- Можно сказать, что это стечение обстоятельств и мечта детства. Вначале я занимался автоспортом на любительском уровне. На своем автомобиле участвовал в республиканских соревнованиях по скоростному маневрированию и.т.д.. Спустя некоторое время я попал на курсы экстремального вождения к известному белорусскому специалисту С.О.Овчинникову. После завершения обучения у него я решил стать профессиональным автоспортсменом и при поддержке О.А.Радкевича (TAXI-135) пришел в классическое ралли.
– А как и почему вы стали пилотом команды “МАЗ-СПОРТавто”?
– Все дело в том, что я работал на Минском автомобильном заводе с 2003 по 2009 гг. в должности заместителя начальника автотранспортного цеха. Уже после создания спортивной команды я решил вернуться на предприятие. Меня интересовал автоспорт. Мне дали возможность проехать на боевом автомобиле. И с 5 июня 2012 года я стал плотом боевого экипажа, за что очень благодарен всем, кто доверил мне это место.
– В этом году вы впервые принимали участие в знаменитом ралли-марафоне “Дакар”. Ваши впечатления об этом соревновании?
– В принципе, я увидел то, что ожидал. Но я не ожидал, что сам “Дакар” окажется настолько коварным. Об этом говорит и наша авария, в которую мы попали буквально на второй день гонки. Это реально очень опасное соревнование для жизни и здоровья людей. Каждый год бывают смертельные случаи. Едешь по трассе и думаешь, где этот “Дакар”. И в этот момент, как только расслабился, может произойти всякое, т.к. рельеф очень переменчив. Было все ровно, и вдруг яма или котлован, а увидеть заранее нельзя, потому что песок одного цвета. И чуть только зазевался, не учел скорости уклона, и сразу можно упасть на бок. Аргентинские участки проходили в зоне обширной растительности по узким горным дорогам. Видимость ограничена, а хочется ехать быстро. Но, не зная, что дальше, можно разогнаться и потом попасть в серьезную аварию.
Каждый, кто выходит на старт, тянет своеобразный лотерейный билет. Можешь быть сильнее всех, но не факт, что ты победишь.
– Почему же зная о таких сложностях и опасностях, люди все равно принимают в нем участие?
– Я не могу точно ответить на этот вопрос. Люди, которые много раз выиграли “Дакар” или проходили весь путь, вызывают огромное уважение. Мне этот автосупермарафон очень нравится. Я не пытаюсь что-то испытать для себя или что-то доказать. Это возможность принять участие в знаменитом международном соревновании высшего уровня. Для меня важно выступить здесь за свою страну, за свое предприятие.
– В этом году вместе со своими партнерами по экипажу вы впервые взошли на пьедестал автомарафона “Шелковый путь-2013”. Рассчитывали ли вы на такой удачный результат?
– Любой гонщик, который выходит на старт, мечтает о победе. Сделать это на “Дакаре” и “Шелковом пути” довольно сложно. Собираются участники со всего мира. Уровень спортсменов первой двадцатки приблизительно одинаковый. Каждый из них может стать победителем. И тут, кроме мастерства, большую роль играют различные обстоятельства. Везение, стартовая позиция, время суток, попадаются ли по дороге мотоциклисты или джипы, проколы и многое другое. Ралли-марафон – это технический вид спорта, и многое зависит от подготовки машины технической службой. На “Шелковом пути-2013” мы практически не столкнулись с проблемами. Не было никаких поломок и проколов, а вот наши соперники испытывали проблемы. Помогла нам и новая тактика, предварительно разработанная командой в Минске. Мы не стремились догнать лидеров, а ставили цель доехать до конца каждого этапа без потери времени. Все это плюс мастерство экипажа принесли нам успех – итоговое третье место. Это первый подиум в истории нашей команды.
– Помогает ли опыт выступления в классическом авторалли?
– Опыт участия в классическом авторалли, безусловно, пригодился. Участки, где надо ехать быстро по хорошей извилистой узкой дороге с прыжками, – это моя стихия. Здесь я чувствую себя довольно легко, потому что скорости в ралли-рейдах ограничены. На “Дакаре-2013” скорость для грузовиков была ограничена – 140 км в час, на «Шелковый-путь-2013» – 150 км в час. У меня не возникает никаких проблем пилотировать автомобиль на этих скоростях.
– А есть ли разница в соревнованиях по классическому авторалли и ралли-марафоне?
– Конечно, есть. Гораздо сложнее ехать на спецучастках. Классическое авторалли проходит один, максимум два дня, и длина всех спецучастков составляет, как правило, до 150 км. А на ралли-марафоне протяженность только одного спецучастка превышает этот показатель. Здесь приходится преодолевать пески и бездорожье, которых в классическом ралли нет. Их надо преодолеть и не застрять, т.е. не всегда нужна только скорость.
Одна из главных задач на таком супермарафоне – правильно рассчитать силы и сохранить боевой автомобиль на протяжении всей гонки. И, конечно, спортсмены испытывают большие физические нагрузки. Многое решают морально волевые качества экипажа, настройки и техническое состояние автомобиля.
– Какие планы на “Дакар”-2014?
–С.В. Пока точные задачи перед нами еще не поставлены. Они будут определены позже. Для себя будем ставить цель попасть в десятку. Это был бы супер успех. Занять место с десятого по двадцатое – тоже положительный результат. Уровень пилотов первой двадцатки почти одинаковый, но на конечный результат влияют разные обстоятельства. На сегодняшний день я бы не взялся предсказать победителя “Дакара-2014”, и на каком месте окажемся мы. Думаю, что на подиум подняться не удастся. А вот за место в десятке или близко к ней будем серьезно бороться.
– Хочется пожелать вам успешных выступлений во всех предстоящих соревнованиях, особенно на “Дакаре-2014”.
–С.В. Большое спасибо. Будем стараться не подвести всех наших болельщиков.
Интервью подготовил Ю.Влодавский