“Made in Czechoslovakia“ – универсал Skoda 1202

1

Уникальный автомобиль чехословацкого производства – Skoda 1202.

Автомобиль Skoda-1202
Автомобиль Skoda-1202

Председатель  общественной организации “Общество защиты памятников техники и транспорта “Наша Победа”, минчанин Василий Терешко  раньше не верил в чудеса, но после того, как приобрел уникальную машину чехословацкого производства, поменял свое мнение. Случилась эта история несколько месяцев назад. В начале осени он  решил приобрести запасные части к машине ГАЗ-М20 “Победа”.

“Во время поиска запчастей к “Победе” на одном из сайтов в интернете я нашел  объявление о  продаже легковушки “Варшава”, – рассказал Василий Терешко.

Председатель ОПЗТТ  связался с владельцем, но стороны не сошлись в цене и сделка не состоялась. Но на этом же сайте  житель Минска обнаружил фотографии другого редкого автотранспортного средства,  Skoda 1202, находившегося в Гомеле.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Skoda 1202 –  5-местный заднеприводной легковой автомобиль среднего класса с кузовом “универсал” производился в Чехословакии, в городе Врхлаби, с 1961 по 1973 годы. Он оснащался 48-51-сильным бензиновым четырехцилиндровым двигателем, объемом 1,221 литра и развивал скорость до 110 км/ч. Такие машины поставлялись в СССР, в основном для медицинских служб.  До наших дней на территории бывшего Советского Союза сохранились считанные экземпляры, изготовленные автопромом некогда братской страны социалистического лагеря.

 

ИСТОРИЯ ГОМЕЛЬСКОЙ МАШИНЫ

Автомобиль Skoda-1202
Автомобиль Skoda-1202

Этот уникальный для нашей страны экземпляр находился в Гомеле. Он был изготовлен в 1962 году и прибыл на территорию нашей страны, тогда БССР, как автомобиль скорой медицинской помощи.  Автотранспортное средство долгое время использовалась по своему основному назначению. Таких машин в городе находилось несколько штук. Когда по достижению ими “пенсионного возраста” их стали списывать, водитель одной из них выкупил свою автотехнику и еще некоторое время использовал ее в личных целях. Последний раз она проходила техосмотр в 2003 году и после этого эксплуатировалась еще в течение двух лет. Потом ее поставили в гараж, где легковушка простояла до приезда Василия Терешко.

“Благодаря гаражному хранению машина находилась в рабочем состоянии. Мы поставили аккумулятор, накачали колеса, завели двигатель, и автотехника поехала”, – отметил председатель ОЗПТТ.

Василий выкупил данное средство передвижения у прежнего хозяина и в начале ноября на ней отправился в Минск. Выехав из Гомеля в 7 часов вечера, в столицу он приехал на следующий день в семь часов утра.  Ехал медленно, со скоростью 50 км/ч. Двигаться быстрее было нельзя.  Резина потрескалась,  из круглой стала почти квадратной и могла вообще развалиться. Возникли проблемы в самом салоне и с управлением автомобильного раритета.

На сегодняшний день 56-летняя Skoda 1202 сохранилась почти в родной комплектации.  Отсутствуют только некоторые оригинальные детали. Из четырех на ней остались только два  заводских колпака на колесах (два – от Москвича),  а резину заменили изделия советской и польской промышленности. Сейчас модель покрашена в синий цвет, а изначально она была светло-бежевой с красными полосами.

Совсем недавно Василий сделал второй рейс  в город на реке Сож и привез  оттуда на своей ГАЗели большое количество запчастей, которые передал прежний автовладелец.  Среди них находились: четыре мотора, оригинальная хребтовая рама, комплект дверей, амортизаторы, коробки передач и другие узлы и агрегаты, сделанные много лет назад в Чехословакии. Некоторые детали были приобретены заранее, в частности резина. 

p.s. В ближайших планах  минчанина: полностью отремонтировать и восстановить автомобиль. По его мнению,  благодаря гаражному хранению, особых трудностей не возникнет.  У машины горят фары, работают  поворотники, стоп-сигнал и другие системы “жизнедеятельности”.

Основные проблемы связаны с устранением возникших со временем трещин и ржавчины.  Предстоит полностью перебрать  все элементы конструкции автотехники и укомплектовать  ее всем недостающим.  Старая краска местами облезла. Поэтому потребуется ее снять и перекрасить автотранспортное средство в родные цвета.

Пройдет время, и ретро машину Skoda 1202 начнут снимать в кино, также она станет экспонатом будущего музея “Старое колесо”, который создает в Минске Василий Терешко.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото В.Терешко

1 КОММЕНТАРИЙ