“Made in Czechoslovakia“ – универсал Skoda 1202

5

Уникальный автомобиль чехословацкого производства – Skoda 1202.

Автомобиль Skoda-1202
Автомобиль Skoda-1202

Председатель  общественной организации “Общество защиты памятников техники и транспорта “Наша Победа”, минчанин Василий Терешко  раньше не верил в чудеса, но после того, как приобрел уникальную машину чехословацкого производства, поменял свое мнение. Случилась эта история несколько месяцев назад. В начале осени он  решил приобрести запасные части к машине ГАЗ-М20 “Победа”.

“Во время поиска запчастей к “Победе” на одном из сайтов в интернете я нашел  объявление о  продаже легковушки “Варшава”, – рассказал Василий Терешко.

Председатель ОПЗТТ  связался с владельцем, но стороны не сошлись в цене и сделка не состоялась. Но на этом же сайте  житель Минска обнаружил фотографии другого редкого автотранспортного средства,  Skoda 1202, находившегося в Гомеле.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Skoda 1202 –  5-местный заднеприводной легковой автомобиль среднего класса с кузовом “универсал” производился в Чехословакии, в городе Врхлаби, с 1961 по 1973 годы. Он оснащался 48-51-сильным бензиновым четырехцилиндровым двигателем, объемом 1,221 литра и развивал скорость до 110 км/ч. Такие машины поставлялись в СССР, в основном для медицинских служб.  До наших дней на территории бывшего Советского Союза сохранились считанные экземпляры, изготовленные автопромом некогда братской страны социалистического лагеря.

 

ИСТОРИЯ ГОМЕЛЬСКОЙ МАШИНЫ

Автомобиль Skoda-1202
Автомобиль Skoda-1202

Этот уникальный для нашей страны экземпляр находился в Гомеле. Он был изготовлен в 1962 году и прибыл на территорию нашей страны, тогда БССР, как автомобиль скорой медицинской помощи.  Автотранспортное средство долгое время использовалась по своему основному назначению. Таких машин в городе находилось несколько штук. Когда по достижению ими “пенсионного возраста” их стали списывать, водитель одной из них выкупил свою автотехнику и еще некоторое время использовал ее в личных целях. Последний раз она проходила техосмотр в 2003 году и после этого эксплуатировалась еще в течение двух лет. Потом ее поставили в гараж, где легковушка простояла до приезда Василия Терешко.

“Благодаря гаражному хранению машина находилась в рабочем состоянии. Мы поставили аккумулятор, накачали колеса, завели двигатель, и автотехника поехала”, – отметил председатель ОЗПТТ.

Василий выкупил данное средство передвижения у прежнего хозяина и в начале ноября на ней отправился в Минск. Выехав из Гомеля в 7 часов вечера, в столицу он приехал на следующий день в семь часов утра.  Ехал медленно, со скоростью 50 км/ч. Двигаться быстрее было нельзя.  Резина потрескалась,  из круглой стала почти квадратной и могла вообще развалиться. Возникли проблемы в самом салоне и с управлением автомобильного раритета.

На сегодняшний день 56-летняя Skoda 1202 сохранилась почти в родной комплектации.  Отсутствуют только некоторые оригинальные детали. Из четырех на ней остались только два  заводских колпака на колесах (два – от Москвича),  а резину заменили изделия советской и польской промышленности. Сейчас модель покрашена в синий цвет, а изначально она была светло-бежевой с красными полосами.

Совсем недавно Василий сделал второй рейс  в город на реке Сож и привез  оттуда на своей ГАЗели большое количество запчастей, которые передал прежний автовладелец.  Среди них находились: четыре мотора, оригинальная хребтовая рама, комплект дверей, амортизаторы, коробки передач и другие узлы и агрегаты, сделанные много лет назад в Чехословакии. Некоторые детали были приобретены заранее, в частности резина. 

p.s. В ближайших планах  минчанина: полностью отремонтировать и восстановить автомобиль. По его мнению,  благодаря гаражному хранению, особых трудностей не возникнет.  У машины горят фары, работают  поворотники, стоп-сигнал и другие системы “жизнедеятельности”.

Основные проблемы связаны с устранением возникших со временем трещин и ржавчины.  Предстоит полностью перебрать  все элементы конструкции автотехники и укомплектовать  ее всем недостающим.  Старая краска местами облезла. Поэтому потребуется ее снять и перекрасить автотранспортное средство в родные цвета.

Пройдет время, и ретро машину Skoda 1202 начнут снимать в кино, также она станет экспонатом будущего музея “Старое колесо”, который создает в Минске Василий Терешко.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото В.Терешко

5 КОММЕНТАРИИ

  1. А теперь я вам расскажу как было, чтобы никто не питал иллюзий. Чудес не бывает! Бывает человеческая жадность и алчность. И это именно тот самый случай. Смотрел я этот автомобиль, запчасти к нем. Поторговались. Сошлись на сумме. Оставил задаток (пусть и скромный) с условием того, чтобы машина была снята с объявления “дабы никто не беспокоил и не сбивал с пути истинного”! Однако жадность сделала свое дело!!!
    При этом были все: сами продавцы (вероятно два брата лет по 45-50 (больной отец, на кого записана машина, старый больной человек лет 80-ти (я его не видел) лежал дома). Потом подъехал их сын-студент, который когда-то хотел ее восстанавливать, но сейчас учится и нужнее деньги на учебу. Кстати ему то и была поручена роль по оформлению документов на продажу. Отмечу, что в тех. паспорте на авто вписан Опель 1937 года и какие-то номера, хотя оригинальная шильда под капотом имелась. Вопрос нашим ГАИшникам, как раньше машины на учет ставили (А ведь при снятии таких экземпляров не редко возникают вопросы, пахнущие статьями УК!!!). Планировалось, что за выходные (встреча была утром в субботу) этот студент разузнает, как пригласить к себе нотариуса, который оформит с дедом на него доверенность для продажи.
    Итак. Машина и запчасти осмотрены, цена определена, задаток оставлен. Договорено встретиться в понедельник и закрыть бумажные вопросы.
    Вечером в воскресенье звонок от братьев (один из них отец студента). И что? А то. Цитирую “Давайте вернем вам деньги. Подъедьте, заберите.” И началось: то мы передумали, то пусть в ней куры несутся (да, да. Так и было). Потом выяснилось что у капота кто-то стоит и предлагает большую сумму. НО. ВОПРОС. Откуда он взялся? Ведь был уговор снять объявление. Этого никто не сделал, явно для того что поступили более “сладкие” предложения. Расчетливые люди. Сняли бы, никакой Терешко эту машину в глаза бы не видел!!! А он пишет ЧУДО. Какое нахрен чудо. Искал Варшаву, з/ч на Победу, а тут ТАКАЯ УДАЧА. Обыкновенная человеческая жадность!. Нет уже давно понятия “Уговор дороже денег”.
    И эти двое предлагаю “Ну если хочешь, давай больше”. А с чего скажите я должен переплачивать, изыскивать средства, нервничать и суетиться в конце концов!!!. К чему все обговорили, к чему задаток взяли? Почему объявление не сняли. Кругом кидалово и крохоборство.
    По началу все розовые и пушистые.
    Еще момент. Этот студентик (весь такой интеллигентный из себя) потом все названивал, мол машину оставили как СЕМЕЙНУЮ ЦЕННОСТЬ в память о деде. Мол его воля, чтобы в семье была, пока он жив!
    ЛГУНЫ И ОБМАНЩИКИ. Еще на чувствах играют, прикрываясь семьей и немощными стариками.
    Так что в вкратце такова правда появления данного автомобиля к Василию Терешко.
    Везет ни тем, кто успел, а тем у кого деньжат побольше.
    ИМ, эти ПРОДАЖНИКАМ, может те три лишние сотни зелени и СДЕЛАЮТ СЧАСТЬЕ, но мне уж точно оставили очередной рубец на сердце и он точно не затянется. Время не лечит, время мучит. И ведь дело даже не в том, что с меня в наглую хотели вытянуть три сотни зелени сверху. Дело в том, почему я должен ВЫКИНУТЬ из своего бюджета эти три сотни. Да еще так нагло, обманом. Я что, на торгах, что ли? Я договорился и дал задаток! И никаких условий слышать не хочу. А тут устроили лохотрон. Хочешь – плати! Кому и за что?
    Надеюсь время даст свою оценку этому их поступку. Но пользы мне от этого уж точно никакой. В итого я остался со своими грошами и со своими мечтами наедине. И это боль утраты частенько дает о себе знать. А те продажники, им все равно. Они живут своей прежней жизнью и плевать им на чувства других. Они свой одноразовый куш получили, а какова его цена для них не столь принципиально. А ведь в этой истории дело именно ПРИНЦИПА!, из-за которого я и не пошел у них на поводу. Деньги можно было найти, но так не поступают, торги на чувствах не уместны! А если бы мне навязали, внушили мысль, что машину оставили как семейную реликвию, так что же, я бы еще их и уважал!!! что не променяли память на бумажки!? И при этом не знал, что машина уже в чужих руках.
    Я был на следующий день по месту хранения авто -машины уже и след простыл. О чем мне еще было вести полемику с этими крохоборами.
    Такова правда конкретной истории. То, что было под носом многие десятилетия ускользнуло прямо из под моих рук благодаря моим же землякам, не чистым на руку.
    Знайте и не восхищайтесь. Никакого чуда в появлении этого авто в Минске нет!
    И я не жалуюсь, я просто открываю вам глаза на то,ка это было.
    Кто способен и кто был в подобных ситуациях, тот меня поймет. Такого быть не должно, но это есть и такое еще будет. Человек не совершенен…