Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Малогабаритная коммунальная машина

Просмотрено

Городское хозяйство – это сложный механизм, одним из звеньев которого является коммунальное хозяйство. И Минск ничем не отличается от столиц других государств.

Чтобы ЖКХ успешно функционировало, требуется и специализированная автотехника, отвечающая всем современным требованиям. Сейчас в столице эксплуатируются автомобили различных марок, в основном созданные на базе грузовиков Минского автозавода.  Планируется, что в ближайшие несколько лет столичные коммунальщики получат новые уникальные машины отечественного производства.

НАЧАЛО ПРОЕКТА

В феврале 2015 года Минский городской исполнительный комитет, в лице ГПО «Горремавтодор Мингорисполкома», обратился в Министерство жилищно-коммунального хозяйства с просьбой о создании различной коммунальной техники для нужд города, в том числе и всесезонных спецмашин, способных при своих небольших габаритах производить уборку тротуаров, узких улиц и  улочек, парковок и других мест, где ограничено пространство.

Разные отечественные производители ОАО «МАЗ», ОАО “МТЗ”,  ОАО “Белкоммунмаш” и др. создают технику для коммунального хозяйства, но на базе своей серийной техники, а создание малогабаритной техники дальше опытных разработок дело не пошло — экономически нецелесообразно, по сути, другой вид техники.

Такой же запрос поступил и в Государственное научное учреждение “Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси”. И его сотрудники приступили к работе. 

Малогабаритная коммунальная машина

Рассматривались различный варианты базового шасси, одно из них ОАО “МАЗ”. Но предприятие не взялось разработать такую модель в связи с большой загруженностью. Следующим кандидатом стал Минский тракторный завод. Но здесь предложили взять за основу уже хорошо известное шасси универсальное ШУ-406. Но оно не подходило по своим параметрам. Примерно такая же ситуация сложилась и с другими потенциальными производителями республики. Тогда и было принято решение о разработке новой оригинальной конструкции. Головной организацией в данном проекте выступил сам институт. Его партнерами стали инновационная научно-производственная компания ОДО “Гидро-Коннект” и ОДО “Дормашэкспо”. Первая занимается разработкой конструкторской документации узлов и машин, а второе – производством машин и оборудования для коммунального и сельского хозяйства. Стороны разделили между собой обязанности.

“Мы распределили обязанности. Наша организация делает все документы по проекту и сопровождает его, расчеты по конструкции, дизайн и разрабатывает конструкцию кабины. ОДО “Гидро-Коннект” занялось разработкой  документации на машину и навесное оборудование. А ОДО “Дормашэкспо ” собирает готовую модель”, — объяснил заместитель директора Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля “Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси”  Игорь Лыгач

И ПРОЦЕСС ПОШЕЛ

Когда вопрос с изготовителем был решен, в подведомственную компанию Мингорисполкома -ГПО “Горремавтодор Мингорисполкома ”, занимающуюся уборкой города, отправились делегация из представителей всех трех организаций , чтобы посмотреть, какую сейчас автотехнику здесь эксплуатируют.  Только три модели из них представляли интерес для специалистов.  В мае 2015 г. состоялось совещание всех заинтересованных сторон.  Эксплуатационники высказали разработчикам свои предложения и требования на новой машине. Итогом встречи стал совместный протокол и технические требования к разрабатываемой машине. На основе  имеющейся информации выяснилось, что потребность в подобных спецмашинах составляет несколько сот экземпляров. Именно по столько единиц подвижной техники работают в Москве и в Питере.

На основе всего собранного материала началась подготовка всех необходимых бумаг по заданию, для дальнейшего включения его в государственную научно-техническую программу.

Малогабаритная коммунальная машина

В конце года, а точнее в октябре месяце, из комитета экономики столичной мэрии поступила бумага о том, что новая разработка в интересах города может быть  профинансирована и из средств Мингорисполкома.

“Мы быстро, в течение месяца  (трех недель), подготовили необходимые документы, составили бизнес-план и другие бумаги и послали все на конкурс в комитет экономики Мингорисполкома, данное решение также поддержал и ГПО “Горремавтодор Мингорисполкома”, о чем письменно информировал столичную мэрию. Все необходимо было выполнить до 1 ноября”, — отметил заместитель директора РКЦМП.

Усилия оказались ненапрасными.  После всех утверждений городские власти города взялись за финансирование работы, о чем сообщили в специальном протоколе.

В 2016 году на VII Республиканском конкурсе инновационных проектов, проводимом под эгидой Государственного комитета по наукам и технологиям, в номинации “Лучший инновационный проект” данная разработка получила приз за третье место.

“Подобных машин в нашей стране не выпускают”, — особо подчеркнул Игорь Лыгач.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

К практической работе по созданию опытного экземпляра будущей малогабаритной коммунальной машины на ОДО “Дормашэкспо” приступили в конце прошлого года.  Институтом была изготовлена точная копия  (макет) коммунальной машины, уменьшенная в 5 раз по сравнению с оригиналом. Макет машины  (как на стендах института, так и на стендах на ОДО “Дормашэкспо”) демонстрировался на различных выставках:  на 27-ой международной специализированной выставке «БЕЛАГРО — 2017», Четвертом Форуме регионов Беларуси и России в Москве , обе проходили в июне 2017 года, на  XXII Международной специализированной выставке “Энергетика. Экология. Энергосбережение. Электро”, которая проходила в рамках XXII Белорусского энергетического и экологического форума в октябре нынешнего года.

Изучив аналогичные зарубежные машины, отечественные разработчики приняли решение для уменьшения угла поворота и улучшения маневрирования оснастить свою автотехнику ломающейся рамой, а для регулирования скорости и бесшумности движения  использовать гидростат. Заказчика устраивала и одноместная кабина, но в ходе работы было принято решение делать кабину с дополнительным сиденьем.  

МКМ будет шириной 1,3-метра и высотой 2,0 метра, почти 5-тонной с навесным оборудованием, полно или переднеприводной, иметь колесную формулу 4х4 или 4х2.  Ее оснастят 90-сильным двигателем, что позволит развивать ей транспортную скорость 40-50 км/ч и технологическую скорость – 0-15 км/ч. Максимальная ширина уборки 2,8 м. В дальнейшем планируется разработка и изготовление около 20 типов различного  навесного оборудования.

Отечественные комплектующие составят до 60 процентов при серийном производстве. А вот сам гидростат и система всасывания – импортные. Их предполагается закупать в Италии или Германии. Что касается шин, то, по желанию потребителей на автотехнику можно устанавливать изделия ОАО  “Белшина” или зарубежного производства.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ИСПЫТАНИЯ

Сборку опытного экземпляра малогабаритной коммунальной машины планируется завершить в конце 2017 года. Потом начнутся ее испытания. Вначале они будут проходить на самом предприятии-изготовителе. А потом на одном из полигонов в Беларуси  или России. Пока это еще точно не определено. Эксплуатационные испытания коммунальной малогабаритной машины планируется провести на базе ГПО “Горремавтодор Мингорисполкома”.

Серийное производство коммунальной автотехники планируется начать в конце 2018 г. В полном объеме оно должно развернуться к концу 2020 года.

P.s. Машины из Республики Беларусь планируется поставлять в Россию и Казахстан.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото ГНУ “Объединенный институт машиностроения
Национальной академии наук Беларуси”.

Автор выражает благодарность заместителю директора Республиканского компьютерного центра машиностроительного профиля “Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси”  Игорю Лыгачу за помощь при подготовке материала к печати

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram