История советского танкостроения не менее увлекательная, чем
автомобилестроения. За весь период существования СССР были созданы сотни
различных моделей бронетанковой техники. Большие и малые, однобашенные и
многобашенные, известные и неизвестные, каждая из них разрабатывалась с
учетом существовавших концепций и передовых достижений науки и техники
своего времени.
Особое место в списке отечественных танков занимает МС-1 “Малый сопровождения, первый образец” (другое его название Т-18). Конечно, на фоне современных моделей он выглядит совсем неказистым. Но именно эта гусеничная машина стала первой отечественной конструкцией, изготовление которой производилось крупносерийно.
ФРАНЦУЗСКИЕ И ИТАЛЬЯНСКИЕ КОРНИ
В 20–30-е годы XX века самыми распространенными типами бронетехники во многих странах мира были легкие танки сопровождения пехоты. Основоположником этого класса стала самая удачная модель Первой мировой войны – французский 2-местный почти 7-тонный 5-метровый Renault FT-17, вооруженный 37-миллиметровым орудием. И хотя потомки его мало походили на своего прародителя, их общая компоновка (размещение основных узлов и агрегатов) осталась такой же, классической. Как оказалась, наиболее рациональной и оптимальной. Двигатель, ведущее колесо и трансмиссия располагались сзади, ведомое колесо и отделение управления – впереди, а в центре размещалась вращающаяся башня с вооружением. Сохранились и другие конструкторские решения – небольшая масса, невысокая скорость передвижения, противопульная броня и др.
Одним из направлений дальнейшего развития “француза” стала итальянская модель Fiat 3000, или Модель 21. Ее производство началось в 1923 году. Она отличалась меньшими размерами (длина 4,17 м с “хвостом”) и боевой массой 5,5 м. Мотор у нее располагался поперек, а не вдоль корпуса, как у предшественника. Это позволило увеличить скорость и запас хода.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Проанализировав мировой опыт в создании бронетехники, советские специалисты решили за основу своего будущего танка взять именно итальянскую гусеничную машину. В общих чертах Т-18 напоминал “итальянца”. Но он имел другие конфигурации корпуса и башни, более совершенную ходовую часть и усиленное вооружение. Советская модель имела длину 4,4 м с “хвостом” (последний крепился болтами к кормовому броневому листу или устанавливался на крышу в походном положении), боевую массу 5,3 т и толщину брони лобовой (корпуса и башни) соответственно 16 и 22 мм и бортовой – 8 мм. Вооружался МС-1 пушкой калибра 37-мм и двумя спаренными пулеметами Федорова 6,5 мм. Экипаж составлял 2 человека – командир и механик-водитель.
Вначале на танке стоял карбюраторный двигатель АМО воздушного охлаждения мощностью до 35 л.с. Он был объединен в один блок с трансмиссией, который размещался поперек корпуса.
В таком виде бронетехника в 1927 году поступила на военную службу в РККА. А спустя три года ее модернизировали. Мощность двигателя возросла до сорока “лошадок”. На смену пулеметам Федорова пришел один ДТ конструкции Дегтярева калибра 7,62 мм.
Несколько поменялась и конструкция башни. У нее появилась кормовая ниша. Поначалу предполагалась на ней разместить радиостанцию. Но фактически ниша использовалась для размещения дополнительного боезапаса.
Производство танков Т-18 продолжалось до 1931 года. Всего было выпущено 959 экземпляров. А спустя несколько лет их сняли с вооружения Красной армии.
Несколько экземпляров МС-1 сразу после изготовления были переданы в военные учебные учреждения для обучения танкистов.
ВОЕННАЯ КАРЬЕРА
Спустя два года после поступления на военную службу танки приняли участие в боевых действиях. Девять таких машин помогли красноармейцам Особой краснознаменной Дальневосточной армии разбить крупную группировку белокитайцев во время конфликта на КВЖД. Это, пожалуй, первый и единственный раз, когда эта бронетехника использовалась по своему основному назначению – атака врага совместно с пехотными подразделениями.
ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД
После завершения военной службы танки не отправили на металлом. Предполагалось, что они станут основой для неподвижных долговременных огневых точек “ДОТов” и войдут в состав различных укрепрайонов единой оборонительной “Линии Сталина”. Для этого с них демонтировали двигатели, а оставляли бронекорпус и ходовую часть. Сооружали специальную бетонную «ванну», в которую их и устанавливали. Это происходило по мере принятия решений на сооружение ОТ ПТО, до разборки предполагалось использование в качестве маневренных самоходных групп ПТО.
И в таком виде закапывали. По мнению историков, демонтаж мотора производился для размещения в освободившемся месте дополнительного боезапаса.
Процесс передачи Т-18 в укрепленные районы начался в 1938 году. Их коменданты должны были определить танкоопасные направления и указать места размещения таких сооружений. Дело в том, что строительство “Линии Сталина” завершилось в начале 30-х годов XX века. И за прошедшее время изменилась местность, появились новые дороги. Да и вооружение постоянно совершенствовалось, в том числе и бронетехника. Несколько таких дополнительных огневых точек планировалось установить и на территории БССР. В том числе около Минска и в районе Слуцка. Но сделать это планировалось уже в ходе боевых действий. Пока войска должны были вести пограничные сражения, в тылу возводились такие оборонительные сооружения. А до начала войны танки находились в специальных районах.
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
Увы, но быстрое продвижение немецких войск по территории нашей республики в июньские дни 1941 года не позволило осуществить задуманное. Практически все МС были захвачены на своих базах хранения. Сохранились трофейные фотоснимки.
В 1941-1942 годах в Германии вышла книга о советской фортификации. В ней есть глава о вкопанных танках. В ней одна такая точка показана на территории Брестского района.
P.s. В настоящее время на территории Республики Беларусь не сохранилось ни одного танка МС-1. Но военные историки, а также поисковики не теряют надежды.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
В статье использованы материалы из архива автора и периодической печати.
Автор выражает благодарность Олегу Кравчуку за оказанную помощь при подготовке материала.
Фото автора.
В статье использованы материалы из архива автора и периодической печати.
Автор выражает благодарность Олегу Кравчуку за оказанную помощь при подготовке материала.
Фото автора.