Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

“Малый сопровождения, первый образец”

Просмотрено

“Малый сопровождения, первый образец”История советского танкостроения не менее увлекательная, чем
автомобилестроения. За весь период существования СССР были созданы сотни
различных моделей бронетанковой техники. Большие и малые, однобашенные и
многобашенные, известные и неизвестные, каждая из них разрабатывалась с
учетом существовавших концепций и передовых достижений науки и техники
своего времени.

Особое место в списке отечественных танков занимает МС-1 “Малый сопровождения, первый образец” (другое его название Т-18). Конечно, на фоне современных моделей он выглядит совсем неказистым. Но именно эта гусеничная машина стала первой отечественной конструкцией, изготовление которой производилось крупносерийно.

ФРАНЦУЗСКИЕ И ИТАЛЬЯНСКИЕ КОРНИ

В 20–30-е годы XX века самыми распространенными типами бронетехники во многих странах мира были легкие танки сопровождения пехоты. Основоположником этого класса стала самая удачная модель Первой мировой войны – французский 2-местный почти 7-тонный 5-метровый Renault  FT-17, вооруженный 37-миллиметровым орудием. И хотя потомки его мало походили на своего прародителя, их общая компоновка (размещение основных узлов и агрегатов) осталась такой же, классической.  Как оказалась, наиболее рациональной и оптимальной. Двигатель, ведущее колесо и трансмиссия располагались сзади, ведомое колесо и отделение управления – впереди, а в центре размещалась вращающаяся башня с вооружением. Сохранились и другие конструкторские решения – небольшая масса, невысокая скорость передвижения, противопульная броня и др.
 

 


Одним из направлений дальнейшего развития “француза” стала итальянская модель Fiat 3000, или Модель 21. Ее производство началось в 1923 году. Она отличалась меньшими размерами (длина 4,17 м с “хвостом”) и боевой массой 5,5 м. Мотор у нее располагался поперек, а не вдоль корпуса, как у предшественника. Это позволило увеличить скорость и запас хода.   

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Проанализировав мировой опыт в создании бронетехники, советские специалисты решили за основу своего будущего танка взять именно итальянскую гусеничную машину. В общих чертах Т-18 напоминал “итальянца”. Но он имел другие конфигурации корпуса и башни, более совершенную ходовую часть и усиленное вооружение. Советская модель имела длину 4,4 м с “хвостом” (последний крепился болтами к кормовому броневому листу или устанавливался на крышу в походном положении), боевую массу 5,3 т и толщину брони лобовой (корпуса и башни) соответственно 16 и 22 мм и бортовой – 8 мм. Вооружался МС-1 пушкой калибра 37-мм и двумя спаренными пулеметами Федорова 6,5 мм. Экипаж составлял 2 человека – командир и механик-водитель.
 

 


Вначале на танке стоял карбюраторный двигатель АМО воздушного охлаждения мощностью до 35 л.с. Он был объединен в один блок с трансмиссией, который размещался поперек корпуса.

В таком виде бронетехника в 1927 году поступила на военную службу в РККА. А спустя три года ее модернизировали. Мощность двигателя возросла до сорока “лошадок”. На смену пулеметам Федорова пришел один ДТ конструкции Дегтярева калибра 7,62 мм.

Несколько поменялась и конструкция башни.  У нее появилась кормовая ниша. Поначалу предполагалась на ней разместить радиостанцию. Но фактически ниша использовалась для размещения дополнительного боезапаса.

Производство танков Т-18 продолжалось до 1931 года. Всего было выпущено 959 экземпляров. А спустя несколько лет их сняли с вооружения Красной армии.

Несколько экземпляров МС-1 сразу после изготовления были переданы в военные учебные учреждения для обучения танкистов.

ВОЕННАЯ КАРЬЕРА

Спустя два года после поступления на военную службу танки приняли участие в боевых действиях. Девять таких машин помогли красноармейцам Особой краснознаменной Дальневосточной армии разбить крупную группировку белокитайцев во время конфликта на КВЖД. Это, пожалуй, первый и единственный раз, когда эта бронетехника использовалась по своему основному назначению – атака врага совместно с пехотными подразделениями.

ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД    

После завершения военной службы танки не отправили на металлом. Предполагалось, что они станут основой для неподвижных долговременных огневых точек “ДОТов” и войдут в состав различных укрепрайонов единой оборонительной “Линии Сталина”. Для этого с них демонтировали двигатели, а оставляли бронекорпус и ходовую часть. Сооружали специальную бетонную «ванну», в которую их и устанавливали. Это происходило по мере принятия решений на сооружение ОТ ПТО, до разборки предполагалось использование в качестве маневренных самоходных групп ПТО.
 

 


И в таком виде закапывали. По мнению историков, демонтаж мотора производился для размещения в освободившемся месте дополнительного боезапаса.  

Процесс передачи Т-18 в укрепленные районы начался в 1938 году. Их коменданты должны были определить танкоопасные направления и указать места размещения таких сооружений. Дело в том, что строительство “Линии Сталина” завершилось в начале 30-х годов XX века. И за прошедшее время изменилась местность, появились новые дороги. Да и вооружение постоянно совершенствовалось, в том числе и бронетехника.  Несколько таких дополнительных огневых точек планировалось установить и на территории БССР. В том числе около Минска и в районе Слуцка. Но сделать это планировалось уже в ходе боевых действий. Пока войска должны были вести пограничные сражения, в тылу возводились такие оборонительные сооружения. А до начала войны танки находились в специальных районах.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА  

Увы, но быстрое продвижение немецких войск по территории нашей республики в июньские дни 1941 года не позволило осуществить задуманное. Практически все МС были захвачены на своих базах хранения. Сохранились трофейные фотоснимки.

В 1941-1942 годах в Германии вышла книга о советской фортификации. В ней есть глава о вкопанных танках. В ней одна такая точка показана на территории Брестского района.

P.s. В настоящее время на территории Республики Беларусь не сохранилось ни одного танка МС-1. Но военные историки, а также поисковики не теряют надежды.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
В статье использованы материалы из архива автора и периодической печати.
Автор выражает благодарность Олегу Кравчуку за оказанную помощь при подготовке материала.
Фото автора.

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий