Около десяти лет назад в нашей стране в Бресте появилось ООО “ПРИМА-ТРАНС”. Сейчас оно постоянно развивающееся и совершенствующееся предприятие Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков, занимающееся грузовыми перевозками в разные зарубежные страны. Автопарк общества ограниченной ответственности состоит из современных седельных тягачей германской марки MAN
Несколько лет назад у руководителя и учредителя общества ограниченной ответственности Юрия Джанова появилось желание приобрести ретроавтомобиль, выпущенный мановцами много лет назад. Выбор фирмы-производителя сложился исторически. Брестчан многое связывает с этим немецким концерном. Так их СТО является авторизированным сервисным партнером немцев. В результате поиска в Республике Беларусь удалось найти редкий экземпляр грузовика MAN 630 L 2 A, грузоподъемностью 5 т со сдвоенными задними колесами, выпущенный в 1964 году.
ИСТОРИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ
“Выбирать нам модель не приходилось. Если определиться на какой-то конкретной, то ее можно просто не найти на доступном рынке ”, – объяснил главный инженер ООО “ПРИМА-ТРАНС” Виктор Васечко.
После долгих поисков в интернете удалось найти объявление о продаже грузового автомобиля MAN 630 L 2 A. Он принадлежал республиканскому ДОСААФ у и находился на территории минского аэродрома в Боровой. Точная биография этой машины неизвестна. Известно только то, что предыдущим владельцем автораритета являлась Русская православная церковь.
Когда брестчане приехали забирать автотехнику, она предстала далеко не в презентабельном виде. Данный экземпляр находился в побитом состоянии, да еще оказался перекрашенным в серый цвет. У него отсутствовали фары, светотехника, сидения, частично бампер и ряд других деталей. На грузовике стоял кузов от какой-то советской модели.
РЕСТАВРАЦИЯ
Автомобиль погрузили на эвакуатор и привезли в Брест. Здесь и занялись его реставрацией. Желание восстановить авто ретро-технику передалось от руководителя ООО “ПРИМА-ТРАНС” ко всем членам предприятия. Трудоемкий период восстановления продолжался полтора года.
“Нам повезло, что в интернете оказалось много сайтов, посвященных этой модели MAN. Есть специальные форумы, где люди обмениваются информацией не только об этих машинах, но и других – их современниках”, – отметил Виктор Васечко.
На просьбу белорусов о помощи отозвался один из таких любителей и прислал им электронную копию заводских документов, написанных на немецком языке. В них описывались устройство автотранспортного средства, принципы работы его узлов и механизмов, правила эксплуатации и все необходимые сервисные мероприятия. А главное: имелся каталог всех запчастей. Благодаря ему удалось составить полный перечень агрегатов и начать поиск отсутствующих из них.
Большинство имевшихся конструктивных элементов были сильно изношены. После тщательного осмотра было принято решение о ремонте некоторых из них. Другие заменили новыми, но тоже западногерманского производства. Пришлось купить набор оригинальных прокладок и уплотнений, втулки, “пальцы” подвески и многое другое.
Длительным оказался процесс покраски. Прежде чем это сделать, пришлось провести тщательную пескоструйную обработку мостов, рессор и рамы, а потом загрунтовать их. И только после этого перекрасить продукцию германского автопрома в родной цвет хаки. Все дело в том, как удалось выяснить новоявленным реставраторам, вся полноприводная серия MAN 630, куда входили несколько модификаций автомобилей, предназначалась для различных армейских подразделений бундесвера.
Одной из самых сложных проблем, с которой столкнулись сотрудники “ПРИМА-ТРАНС”, стала замена старой изношенной и покрытой ржавчиной кабины. Когда ее сняли, на “теле” автораритета обнаружились следы износа и ударов, различные поломки и коррозия. К счастью, все эти изъяны успешно исправили. А вот найти замену снятой части конструкции и некоторым комплектующим к ней: вставные стекла боковых дверей, зеркала и сидения – помогли найти в Германии специалисты ООО “Белтракэндбас”, генеральный импортер MAN Truck & Bus AG в РБ. Новое изделие долгое время пролежало на одном из военных складов, поэтому не подверглось разрушению.
На сегодняшний день MAN 630 L 2 A почти полностью укомплектован родными деталями. В их числе коробка передач, двигатель, все навесное оборудование, помпа, генератор, раздаточная коробка, приборная панель с приборами и пр. А вот электропроводку, соединительные элементы и бампер пришлось изготовить самим. Машина может самостоятельно передвигаться.
Презентация 630-го состоялась в Минске в мае нынешнего года на выставке “БАМАП-2017”, проходившей возле Национальной библиотеки Республики Беларусь. А регистрация в республиканском ГАИ прошла незадолго перед этим мероприятием.
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
Сейчас MAN 630 L 2 A стоит на самом видном месте: при въезде на территорию своего нового предприятия. Но он не будет стоять здесь “мертвым грузом”.
“Со временем мы планируем установить на машину кузов-фургон (”кунг”). Этот MAN всегда будет особенной единицей нашего автопарка, но лишать его права “работать” мы не будем ”, – поделился планами главный инженер ООО “ПРИМА-ТРАНС”.
P.s. В настоящее время брестчане занимаются восстановлением и реставрацией еще одного “немца” – пожарного автомбиля MAN 11.168TLF16, 1972 года выпуска.
Юрий Джанов и его подчиненные хотят найти и привести в надлежайшее состояние “лобастик” МАЗ-504 – седельный тягач белорусского производства, ставший первым отечественным автоперевозчиком грузов в зарубежные страны. Но пока эти поиски не увенчались успехом.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ