Продолжаем знакомить наших читателей с особенностями эксплуатации автомобиля зимой.
В предыдущих материалах мы рассказывали об АКБ, незамерзающих жидкостях, антифризах и тормозной жидкости. В этот раз мы поговорим о маслах. Ведь на продолжительность эксплуатации автомобиля это аспект влияет очень сильно. Материал подготовлен в помощь малоопытным автомобилистам и как напоминание людям с большим стажем.
Моторное масло
Пожалуй, правильный выбор моторного масла – одна из важных задач, к которой нужно подходить особенно осознанно. В многообразии разных брендов, которые существуют в Беларуси, можно растеряться. Рынок представлен очень широко, начиная от самых известных – Mobil, Castrol, Shell и заканчивая производителями, о которых можно узнать только у бойких продавцов, стоящих на авторынке. Но сегодня наша задача провести в данном материале небольшой ликбез, а не проводить анализ рынка. Поэтому приступим к делу… Если регламентное техобслуживание машины приходится на зиму, то покупая моторное масло, выбирайте менее вязкое, которое при холодном старте быстрее поступает к парам трения, исключая
их износ.
ВЯЗКОСТЬ МАСЛА – это основной показатель качества, который является общим для всех масел. От этого показателя зависит диапазон температуры окружающей среды, в котором данное масло обеспечивает пуск двигателя без предварительного подогрева, беспрепятственное прокачивание масла насосом по смазочной системе, надежное смазывание и охлаждение деталей двигателя при наибольших допустимых нагрузках и температуре окружающей среды.
Для двигателя или любого другого механизма необходимо применять масла с оптимальной вязкостью, величина которой зависит от конструкции, режима работы и степени износа, температуры окружающей среды и других факторов. Вязкость моторного масла, во-первых, является показателем его смазывающих свойств, так как от вязкости зависит качество смазывания, распределение масла на поверхностях трения и, тем самым износ двигателя. Во-вторых, от вязкости зависят потери энергии при работе двигателя. Чем выше вязкость, тем толще масляная пленка и надежнее смазывание, но тем больше потери мощности на преодоление жидкостного трения.
Это особенно важно для двигателей с гидрокомпенсаторами и турбокомпрессорами, где со временем частично закоксовываются тонкие каналы, и вязкое холодное масло поступает в требуемые зоны с большим опозданием. В старых моторах с гидрокомпенсаторами систему смазки перед зимой лучше промыть, это улучшит прокачиваемость масла по каналам. Например, Comma предлагает специально промывочное масло FLASH OUT. Масло имеет селективный способ очистки, низкую вязкость, высокую окислительную и термическую стабильность. Касаясь выбора непосредственно моторного масла, стоит обратить внимание также на рекомендации завода-производителя автомобиля. Не все моторные масла имеют одобрения ведущих производителей, ибо это не совсем дешевая процедура. Использование моторных масел при очень высоких и очень низких температурах кроме загущающих присадок обеспечивает также применение полностью или полусинтетических композиций. В отличие от минеральных масел, полученных в результате перегонки сырой нефти, синтетические моторные масла являются результатом целенаправленного органического синтеза.
Если вы решили отклониться от инструкции, при выборе масла можно пользоваться нехитрым приёмом определения его температурной пригодности — для подстраховки. Назовём этот приём «правилом 35». В маркировку моторного масла должно входить обозначение класса его вязкости по шкале SAE. Например: 15W-40. Это значит, что данное масло по вязкости при минусовых температурах удовлетворяет требованиям, предъявляемым к зимним маслам класса 15W, а при плюсовых — к летним маслам класса 40. Запомните число 35. Если из него вычесть «зимний» индекс класса вязкости, в нашем примере это 15, то получится величина, называемая предельной температурой прокачиваемости, т. е. температура, при которой масло ещё сохраняет текучесть. 35-15 = 20. Значит, маслом 15W-40 можно пользоваться при температурах до -20° C. Соответственно, чем меньше «зимний» индекс класса вязкости, тем масло «холоднее». 10W — до -25 ° C; 5W — до -30 ° C. Это и есть «правило 35». Простое и полезное.
Развитие двигателей внутреннего сгорания, предъявляющих все более жесткие требования по выносливости масел, отличающихся друг от друга по тепловой напряженности, типом применяемого топлива, характером эксплуатации, требует применения пакета присадок для сохранения первоначальной структуры и свойств моторных масел. Пакеты присадок составляют 15-20% объема любого качественного масла, присадки изменяют свойства минеральной или синтетической основы моторных масел, а также добавляют им новые свойства.
На что нужно обратить внимание при покупке масла? Как уже говорилось ранее, в первую очередь обратить внимание на рекомендацию моторопроизводителя. А далее вам поможет знание обозначений на упаковке. Что означают загадочные цифры и буквы на банках? Попробуем разобраться. Существует несколько классификаций по которым определяется качество и назначение масел – API, ACEA, JASO, ILSAC и ГОСТ (для стран СНГ). В настоящее время единственной признанной во всем мире системой классификации транспортных масел по вязкости является спецификация SAE. Наряду с общепринятыми системами классификации масел Военное ведомство США (MIL) и крупные производители автомобилей и техники (OEM) выдвигают дополнительные требования (спецификации) к качеству масел.
Классификация масел
Система классификации моторных масел Американского института топлива (American Petroleum Institute). Была создана в 1969 году. Обычно, классификацию API связывают с качеством моторного масла.
Классификация API разделяет моторные масла на два вида:
• масло для бензиновых двигателей;
• масло для дизельных двигателей.
Для каждого из этих видов предусмотрены классы качества, описывающие набор свойств и характеристик масла.
На этикетке любого из представленных на рынке Беларуси брендов есть информация о присвоении моторному маслу класса по системе в таком виде: API SL, API CF-3 или API SJ/CF-3.
Отсутствие на этикетке моторного масла информации о соответствии какому-либо из классов API означает, что это масло либо вообще не имеет сертификата API, либо присвоенный ему класс качества сильно устарел.
Первая буква кодировки означает вид масла:
«S» – масло для бензиновых двигателей;
«C» – масло для дизельных моторов.
Существуют масла, которые можно применять в обоих типах двигателей. Такому маслу присваивается два класса – для дизельных и для бензиновых двигателей. На этикетке масла эти классы указаны через дробь – например, масло Comma 5W40 имеет допуск API SL/CF. При этом первым ставится тот класс масла, который соответствует более предпочтительному применению. То есть, в приведенном выше случае, основное предназначение автомасла – для бензиновых двигателей, но при этом производитель допускает его использование и в дизельных моторах.
Классы API для бензиновых двигателей. Класс API SM
Класс утвержден 30 ноября 2004 года.
Моторные масла для современных бензиновых (многоклапанных, турбированных) двигателей. По сравнению с классом SL моторные масла, соответствующие требованиям API SM должны обладать более высокими показателями защиты от окисления и преждевременного износа деталей двигателя. Кроме того, повышены стандарты относительно свойств масла при низких температурах. Моторные масла этого класса могут быть сертифицированы по классу энергосбережения ILSAC
Моторные масла, соответствующие требованиям API SL, SM могут применяться в случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SJ или более ранние.
Класс API SL
Моторные масла для двигателей машин, выпущенных после 2000 года.
В соответствии с требованиями производителей автомобилей, автомасла этого класса применяются в многоклапанных, турбированных моторах, работающих на обеднённых смесях топлива, соответствующих современным повышенным требованиям по экологии, а также энергосбережению.
Автомасла, соответствующие требованиям API SL, могут использоваться в случаях, когда автопроизводителем рекомендуется класс SJ или более ранние.
Класс API SJ
Моторные масла для использования в бензиновых моторах начиная с 1996 года выпуска.
Класс API SJ описывает автомасла, которые используются в бензиновых двигателях, начиная с 1996 года выпуска. Моторные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых и спортивных машин, микроавтобусов и легких грузовых машин, которые обслуживаются в соответствии с требованиями производителей автомобилей. SJ предусматривает такие же минимальные стандарты, как и SH, а также дополнительные требования к нагарообразованию и работе при низких температурах. Моторные масла, удовлетворяющие требованиям API SJ, могут применяться в тех случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SH или более ранние.
Класс API SH
Моторные масла для бензиновых моторов начиная с 1994 года выпуска. Класс принят в 1992 году для моторных масел, рекомендуемых с 1993 г. Этот класс характеризуется более высокими требованиями по сравнению с классом SG, и был разработан как заменитель последнего, для улучшения антинагарных, противоокислительных, антиизносных свойств масел и повышенной защиты от коррозии. Моторные масла этого класса предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовых автомобилей, в соответствии с рекомендациями их производителей. Моторные масла данного класса тестировались в соответствии с требованиями Ассоциации производителей химической продукции (СМА). Моторные масла этого класса могут использоваться в тех случаях, когда производителем автомобиля рекомендуется класс SG или более ранний.
Класс API SG
Моторные масла для бензиновых моторов начиная с 1989 года выпуска.
Предназначены для использования в бензиновых моторах легковых машин, микроавтобусов и легких грузовиков. Моторные масла этого класса обладают свойствами, обеспечивающими улучшенную защиту от нагара, окисления автомасла и износа мотора, в сравнении с предыдущими классами, а также содержат присадки, защищающие от ржавления и коррозии внутренних деталей двигателя. Моторные масла класса SG соответствуют требованиям к моторным маслам для дизельных моторов API CC и могут использоваться там, где рекомендуются классы SF, SE, SF/CC или же SE/CC.
Класс API SF
Моторные масла для бензиновых моторов начиная с 1980 года выпуска (устаревший класс).
Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах 1980-1989 годов выпуска, при условии наличия рекомендаций и инструкций производителя двигателя. Обеспечивают усиленную устойчивость к окислению, улучшенную защиту от износа деталей, в сравнении базовыми характеристиками автомасел SE, а также более надежную защиту от нагара, ржавления и коррозии. Моторные масла класса SF могли применяться как заменители предыдущих классов SE, SD или SC.
Класс API SE
Моторные масла бензиновых моторов выпуска с 1972 года (устаревший класс). Эти моторные масла применялись в бензиновых моторах моделей выпуска 1972-79 годов, а также некоторых моделях 1971 г. Дополнительная защита в сравнении с автомаслами SC и SD и могут использоваться, как заменители этих категорий.
Класс API SD
Моторные масла для использования в бензиновых моторах с 1968 г. (устаревший класс). Автомасла этого класса использовались в бензиновых моторах легковых машин и некоторых грузовых выпуска 1968-70 годов, а также некоторых моделей 1971 г. и позднее. Улучшенная защита по сравнению с моторными маслами SC, применялись также исключительно при наличии рекомендации производителя двигателя.
Есть еще классы совсем устаревшие – API SC, API SB, API SA, но за фактическим их отсутствием на рынке Беларуси мы не будем на них останавливаться.
Классы API для дизельных двигателей
Класс API CI-4 (CI-4 PLUS)
Новый эксплуатационный класс моторных масел для дизельных двигателей. По сравнению с API CI-4 повышены требования к удельному содержанию сажи, а также испаряемости и высокотемпературному окислению. При сертификации в данной классификации моторное масло должно тестироваться в семнадцати моторных тестах.
Класс API CI-4
Класс введен в 2002 году. Эти моторные масла применяются в современных дизельных двигателях с различными видами впрыска и наддува.
Моторное масло, соответствующее данному классу, должно содержать соответствующие моюще-диспергирующие присадки и имеет, в сравнении с классом CH-4, повышенную устойчивость к термическому окислению, а также более высокие диспергирующие свойства. Кроме того, такие автомасла обеспечивают существенное уменьшение угара моторного масла за счет снижения летучести и уменьшения испарения при рабочей температуре до 370 °C, под воздействием газов. Усилены также требования относительно холодной прокачиваемости, увеличен ресурс зазоров, допусков и уплотнений мотора за счет улучшения текучести автомасла.
Класс API CI-4 введен в связи с появлением новых, более жестких требований по экологии и токсичности выхлопных газов, которые предъявляются к двигателям, выпускаемым с 1 октября 2002 г.
Класс API CH-4
Класс был введен 1 декабря 1998 года. Моторные масла данного класса применяются в четырехтактных дизельных двигателях, которые эксплуатируются в высокоскоростных режимах и соответствуют требованиям норм и стандартов по токсичности выхлопных газов, принятых в 1998 году.
Автомасла API CH-4 соответствуют достаточно жестким требованиям как американских, так и европейских производителей дизельных двигателей. Требования класса специально разработаны для использования в моторах, работающих на высококачественном топливе с удельным содержанием серы до 0,5 %. При этом, в отличие от класса API CG-4, ресурс этих моторных масел менее чувствителен к использованию дизельного топлива с содержанием серы более 0,5 %, что особенно актуально для стран Южной Америки, Азии, Африки.
Моторные масла API CH-4 соответствуют повышенным требованиям и должны содержать присадки, более эффективно предотвращающие износ клапанов и образование нагара на внутренних поверхностях. Могут применяться, как заменители моторных масел API CD, API CE, API CF-4 и API CG-4 в соответствии с рекомендациями производителя двигателя.
Класс API CG-4
Класс представлен в 1995 году. Моторные масла этого класса рекомендуются для четырехтактных дизельных двигателей автобусов, грузовых машин и тягачей магистрального и немагистрального типа, которые эксплуатируются в режимах повышенных нагрузок, а также высокоскоростных режимах. Моторное масло API CG-4 подходит для двигателей, в которых используется высококачественное топливо с удельным содержанием серы не более 0,05 %, а также в моторах, для которых не выдвигается особых требований к качеству топлива (удельное содержание серы может достигать 0,5 %).
Автомасла, сертифицированные по классу API CG-4, должны более эффективно предотвращать износ внутренних деталей двигателя, образование нагара на внутренних поверхностях и поршнях, окисление, пенообразование, образование сажи (эти свойства особенно нужны для двигателей современных магистральных автобусов и тягачей).
Класс API CG-4 создан в связи с утверждением в США новых требований и стандартов по экологии и токсичности выхлопных газов (редакция 1994 года). Моторные масла этого класса могут применяться в двигателях, для которых рекомендуются классы API CD, API CE и API CF-4. Основной недостаток, ограничивающий массовое использование автомасел данного класса, например, в восточной Европе и Азии, это существенная зависимость ресурса автомасла от качества используемого топлива.
Класс API CF (CF-2, CF-4)
Моторные масла для дизельных двигателей с непрямым впрыском. Классы введены начиная с 1990-го и по 1994-й года. Цифра через дефис означает двух- или четырехтактный двигатель.
Класс CF описывает моторные масла, рекомендованные к применению в дизельных двигателях с непрямым впрыском, а также других видах дизельных двигателей, которые работают на топливе различного качества, в том числе и с повышенным содержанием серы (например, больше 0,5 % от общей массы).
Моторные масла, сертифицированные по классу CF, содержат присадки, способствующие более эффективному предотвращению отложений на поршне, износа и коррозии медных (с содержанием меди) подшипников, что имеет большое значение для двигателей этих видов, и могут прокачиваться обычным способом, а также с помощью турбонагнетателя или компрессора. Моторные масла этого класса могут использоваться там, где рекомендуется класс качества CD.
Кроме того, таким моторным маслам иногда присваивается сдвоенный класс API CF-4/S. В таком случае, при условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могут применяться и в бензиновых двигателях.
Класс API СЕ
Моторные масла для использования в дизельных моторах, начиная с 1983 года выпуска (устаревший класс).
Автомасла данного класса предназначались для использования в некоторых сверхмощных турбированных моторах, характеризующихся существенно повышенной рабочей компрессией. Применение таких масел допускалось для двигателей как с низкой, так и с высокой частотой вращения вала.
Моторные масла API СЕ рекомендовались для низко- и высокооборотистых дизельных двигателей, выпущенных, начиная с 1983 года, которые эксплуатировались в режимах повышенной нагрузки. При условии наличия соответствующих рекомендаций производителя двигателя, эти автомасла могли быть использованы также в моторах, для которых рекомендовались моторные масла класса CD.
Существуют также классы API CD-II, API CD, API СС, API СА, но также из-за их отсутствия на рынке Беларуси и устаревших требований мы останавливаться на них не будем.
Новые классификации API и ILSAC
В декабре 2009-го Американский Институт Нефти (API) начал процедуру утверждения нового стандарта моторных масел ILSAC GF-5. Лицензирование масел на соответствие этому стандарту началось только с 1-го октября 2010 года (к этому времени уже все автопроизводители начали выпуск моделей 2011-го модельного года). Эта новость заставила Комитет по смазочным материалам API быстрее заняться утверждением новой классификации API SN, которая должна сменить нынешнюю категорию API SM для бензиновых двигателей легковых автомобилей.
API SN
Для новой категории API SN Комитет по смазочным материалам предложил следовать той же схеме развития, что и с более ранними категориями API и ILSAC. Это означает, что все эксплуатационные характеристики моторных масел для API и ILSAC будут эквивалентны, кроме того, что предлагаемые требования API SN не включают в себя испытания на экономию топлива по методике Sequence VID и тесты на защиту от износа по методике Sequence IIIG на состаренных маслах. Эти два испытания являются важными ориентирами для масел, претендующих на соответствие стандарту ILSAC GF-5.
Кроме того, для получения API SN не требуется проведения некоторых стендовых испытаний или ограничения являются менее жесткими. Например, для API SN не существует максимального значения для фосфора, хотя минимальное ограничение имеется. Не существует также каких-либо ограничений на содержание серы.
Масла категории API SN могут относиться к любому классу вязкости по SAE, в том числе и тем, которые не подпадают под спецификацию ILSAC, например 10W-40.
Подкатегория API SN Resource Conserving (Ресурсосберегающая)
Комитет API по смазочным материалам также работает над предложением по категории API SN Resource Conserving (сбережение, сохранение ресурсов), которая должна заменить действующую энергосберегающую подкатегорию API SM Energy Conserving (EC). Требования к API SN Resource Conserving являются более сложными, чем просто к API SN, так как они содержат испытания на экономию топлива по методике Sequence VID. Для обозначения этих дополнительных требований API ввел термин «Сохранение ресурсов» взамен термина «Сохранение энергии». Масла, которые соответствуют этому требованию, будут обозначаться «бубликом» API с надписью «Сохранение ресурсов» в нижней части и обозначением API SN в верхней половине.
API SN и SN Resource Conserving
В этом году категории API SN и SN Resource Conserving успешно утверждены, а лицензирование масел на соответствие этим категориям началось с 1 октября этого года. Масла, которые на сегодняшний день уже соответствуют требованиям API SN и SN Resource Conserving, помечаются как API SM и SM Energy Conserving, поскольку новая категория является обратно совместимой с действующими стандартами.
Спецификация по SAE
В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах – степенях вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.
Спецификация описывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные. Но, прежде, чем их рассмотреть, немного теории. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамической вязкостью. Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке. Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках – ротационных вискозиметрах. Она показывает насколько меняется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга. С увеличением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением – возрастает.
Ряд зимних масел: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W – обозначаются цифрой и буквой «W» (Winter-Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100 °С.
К низкотемпературным параметрам относятся:
Проворачиваемость – показывает динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло остается достаточно жидким, чтобы было возможно запустить двигатель.
Прокачиваемость – это динамическая вязкость масла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости ниже температуры проворачиваемости на 5 градусов.
Высокотемпературные свойства зимних масел характеризует минимальная кинематическая вязкость при 100 °С – показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
Ряд летних масел: SAE 20, 30, 40, 50, 60 – обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основные свойства летнего ряда масел определяется по:
• минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С — показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
• минимальной вязкости при 150 °С и скорости сдвига 106 с-1. Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига снижается вязкость масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.
Ряд всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных тире. Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой погоде.
Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит:
• проворачивание двигателя стартером (для зимних и всесезонных масел)
• прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел)
• надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме (для летних и всесезонных масел)
Маркировка
Классификация ILSAC разработана Международным комитетом по одобрению и стандартизации смазочных материалов (ILSAC) совместно с JAMA (Ассоциация производителей автомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API. Действующим стандартом ILSAC, принятым в 2004 году, является GF-4. Масла этого класса являются энергосберегающими, они совместимы с системами нейтрализации выхлопных газов и обеспечивают улучшенную защиту двигателя от износа. В 2010 году предполагается введение стандарта GF-5.
Классификация моторных масел по назначению и уровням эксплуатационных свойств ACEA
Ассоциация европейских производителей автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) – с 1 января 1996 года ввела свою классификацию моторных масел, которая с тех пор неоднократно обновлялась. Здесь приведена классификация, введеная с 22 декабря 2008 года.
Требования европейских стандартов к качеству моторных масел являются более строгими, чем американских, т.к. в Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:
• более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
• меньшей массой двигателей;
• большей удельной мощностью;
• большими допустимыми скоростями передвижения;
• более тяжелыми городскими режимами.
Ввиду этих особенностей испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях и по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API.
Классификация ACEA разделяет моторные масла на 3 класса:
• A/B — для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков;
• C — совместимые с нейтрализаторами отработавших газов;
• E — для мощных дизелей грузовых автомобилей.
A/B – масла для бензиновых и дизельных двигателей
A1/B1 Предназначены для бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.
A3/B3 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, разработанных для применения и/или с увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел.
A3/B4 Предназначены для применения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3.
A5/B5 Предназначены для высокопроизводительных бензиновых двигателей и легковых дизелей, которые разработаны для использования масел с увеличенными интервалами замены, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2.9 до 3.5 mPa.s.) Эти масла могут быть не пригодны для работы в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.
C — масла, совместимые с каталитическими нейтрализаторами
C1 – предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел, которые обеспечивают низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива.
C2 – предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, разработанных для использования масел, обеспечивающих низкий коэффициент трения, с малой вязкостью, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 2.9 mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов и способствуют экономии топлива.
C3 – предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5 mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов.
C4 – предназначены для автомобилей, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами. Применяются в высокопроизводительных бензиновых двигателях и легковых дизелях, требующих масел с низкой сульфатной зольностью, низким содержанием серы и фосфора, имеющих минимальную вязкость при высоких температурах и высоких скоростях сдвига 3.5mPa.s. Эти масла продлевают срок эксплуатации сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов.
Все масла этой группы (С) могут быть не пригодны для применения в некоторых двигателях. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля.
Существует еще класс E, но так как он для мощных дизелей грузовых автомобилей, то рассматривать е го не будем.
Например, Comma предлагает широчайший спектр моторных масел, как элитных, так и для массового потребления. Линейка масел имеет допуски от грандов мирового автомобилестроения VW, Opel, BMW, MB, Porsche, Ford, Volvo, Renault, FIAT, DAF, Scania, Mack, Man, Peogeot, Citroen. Причем различные масла в этой линейке разрабатывались под конкретных производителей. Такие популярные масла как Eurolite 10W40, Diesel lite 10 W40, Eurodiesel 15W40, X-Flow type G 5W40, X-Flow type S 10W40 давно заимели своих приверженцев. А элитная линия Syner Z 5W30, Profilife 5W30, Long Life5W30, Diesel PD 5W40, X-Flow type LL 5W30, X-Flow type PD 5W40 , Motorsport 5W50 обеспечивает превосходные характеристики для каждого из производителей моторов. И лучшим доказательством, конечно, служит факт использования этих масел в Formula 2 и Formula Palmer Audi. Поэтому при выборе масла обращайте внимание и на наличие допусков автопроизводителей и на рекомендации автогонщиков, уж эти ребята знают что посоветовать.
Определившись с выбором масла, подберите СТО, где вам будет предложено не только сменить старое масло, но и проведут замену уплотнительного кольца на сливном отверстии, осмотрят состояние поддона картера. Мелочь, а частенько из-за старого кольца масло вытекает наружу… И еще, доверьтесь масляному фильтру известного производителя, иначе вам может грозить масляное голодание, залипание клапана и повторная процедура смены масла.
Выбор комплектующих на зиму (часть 1)
Выбираем аккумулятор для зимы (часть 2)
Выбираем масло на зиму (часть 3)
Выбираем антифризы и тормозную жидкость (часть 4)