В августе прошого года на выставке, посвященной 75-летию Минского автозавода, был показан первый представитель третьего поколения автобусов ОАО “МАЗ” – низкопольный 2-осный МАЗ-303, номинальной вместимостью от 95 до 110 человек.
Появление данного городского перевозчика с дизельным 299-сильным двигателем OM 936 LA Euro-6 вызвало большой интерес у потенциальных потребителей. Продолжением этого модельного ряда явилось создание электробуса МАЗ 303Е10. Он рассчитан на перевозку 72 пассажиров, имеет 30 сидячих мест и оснащен асинхронным электродвигателем ZF CeTrax, произведенным немецкой компанией “ZF” с максимальной мощностью до 300 кВт. На электротранспорте установлены литий-железо-фосфатные аккумуляторные батареи с высокой удельной емкостью в 412 Ач и длительным сроком службы. Запас хода рассчитан до 300 км.
Разработка первого электротранспортного средства столичного автозавода велась параллельно с первенцем семейства. Опытный образец электрической модификации появился во второй половине 2019 года. Проводилась отладка всех систем и предварительные испытания. А пробный запуск и тестовый заезд состоялись в начале нынешней зимы. Модель научили “правильно” и безопасно ездить с учетом экономии электрической энергии.
“Наш первый электробус унифицирован с дизельным собратом по каркасу, кузову, салону, мостам, осям и подвеске почти на 100 процентов. Добавлены лишь некоторые элементы увеличения жесткости и специфические элементы для размещения электрооборудования”, – отметил заместитель директора по автобусам Центра перспективных разработок ОАО “МАЗ ” и ведущий разработчик модели Иван Войтешонок.
До МАЗ 303Е10 у минчан уже имелся опыт создания электрических машин в сотрудничестве с другими предприятиями. Порядка 600 электротранспортных средств с кузовами и прочими агрегатами ОАО “МАЗ” уже успешно эксплуатируются в России, Украине, Литве и Румынии.
“Чистый” электробус, конечно, для Минского автомобильного завода в новинку. Но работа над ним была увлекательной и интересной. Очень хорошо проявили себя молодые конструкторы-электрики”, – подчеркнул Иван Войтешонок.
P.s. Премьерная презентация электробуса МАЗ 303Е10 для Президента Республики Беларусь и других должностных лиц государства состоялась 5 мая на выставке наукоемкой продукции в области электротранспорта, проходившей на территории “Объединенного института машиностроения НАН Беларуси”. Планируется, что первый публичный показ новинки столичных автозаводцев состоится на параде 9 мая, где она проедет в составе колонны автотехники производства ОАО “МАЗ”.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото ОАО “МАЗ”