Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

МАЗ-437040-32 – первый автоэвакуатор Минского автозавода

Просмотрено

Создание и успешные испытания МАЗ-4370 обеспечили возможность дальнейшего расширения типажа среднетоннажных авто. Следующим шагом в этом направлении стало появление автомобиля-эвакуатора МАЗ-437040-32.

МАЗ-437040-32 – первый автоэвакуатор Минского автозавода
МАЗ-437040-32 на соревнованиях по трак-триалу

С каждым годом у нас становится все больше и больше различных машин. К сожалению, многие из них попадают в дорожно-транспортные происшествия или ломаются на дорогах. Для их доставки к месту ремонта требуется специальная техника. По данным ГАИ, на конец 90-х годов прошлого века  потребность в таких автоэвакуаторах  только в  Беларуси составляла 100-120 единиц.  А если добавить сюда Россию и страны СНГ, эта цифра увеличивалась в несколько раз.  Но наши службы на тот момент были укомплектованы морально устаревшими моделями зарубежного производства. Все они находились в изношенном состоянии  вследствие длительной эксплуатации и требовали больших материальных затрат для восстановления. За границей допустимый срок работы для них составляет не более пяти лет. На территории бывшего СССР подобные аппараты (за исключением ЗИЛа) нигде не изготавливали. Поэтому появление среднетоннажника дало возможность создать спецавтомобиль такого назначения на базе отечественного автомобиля.

Учитывая сложившуюся обстановку, руководство скорой передвижной автомобильной службы “СПАС-001” обратилось с просьбой о разработке подобной конструкции на МАЗе. Рассмотрев это предложение, руководство предприятия приняло решение о целесообразности и технической обоснованности проведения таких работ, Были составлены соответствующие бумаги.

Работа началась в сентябре 1999 года. А в октябре отдел специализированных автомобилей Управления главного конструктора МАЗа приступил к реализации данной идеи.

В предельно короткие сроки, к Новому году, были разработаны чертежи и оформлены необходимые документы. А в январе 2000 г.в экспериментальном цехе N1 началось изготовление опытного образца. В марте его собрали. Но из-за отсутствия некоторых комплектующих, а некоторые из них поставлялись из России, в частности из Томска, произошла небольшая задержка. Но в начале апреля готовое изделие передали в отдел дорожных испытаний Минского автозавода.

Опытный экземпляр представлял собой 2-осный автомобиль, колесной формулы 4х2, полной массой 10 т и грузоподъемностью 4,5 т. Он предназначался для транспортировки неисправных автотранспортных средств методом их полной погрузки. Автотехника имела специальную грузовую платформу, длиной и шириной соответственно 6,4 и 2,4 м, которая с помощью гидроцилиндров поднималась на 20 град. Она была оборудована приварными боковыми ограждениями и передним разделительным ограждением между транспортируемым АТС и кабиной автоэвакуатора.

В комплект специализированного оборудования входили погрузочная лебедка с гидроприводом, с длиной троса не менее 15 м и тяговым усилием 60 кН, трапы как промежуточный элемент между платформой и землей, и др.

На автозаводе проверялись функциональные возможности конструкции. Транспортное средство, загруженное балластом 5 т, гоняли по дорогам общего назначения. В итоге оно прошло 20000 км. Выяснилось, что свои функции новый МАЗ выполняет, он прост в обслуживании и имеет низкую себестоимость.

“Теперь стоит задача полномасштабных эксплуатационных испытаний у заказчика. Их целью является проверка надежности и работоспособности узлов и агрегатов в реальных условиях”, –  говорил после завершения заводских исследований один из создателей транспортировщика, ведущий конструктор УГК-1 Александр Янушко.

Осенью  2000 года автомобильный эвакуатор впервые был показан на четвертом этапе чемпионата Содружества  по трак-триалу, который. проходил в карьере “Ленинском” под Минском.

А в конце 2001 – начале 2002 годов МАЗ-437040-32 проходил испытания в реальных условиях в общественной организации  “Белорусский клуб автомототуризма”.  Автозавод  специально выделил для них своего  водителя-испытателя Сергея Крука.

МАЗ-437040-32 на заводских испытаниях
МАЗ-437040-32 на заводских испытаниях

“Я ездил зимой. Она была снежная. Помню, что я намучился с машиной.  У нее была плохая проходимость. Эвакуатор не мог подъехать к поврежденному автомобилю”, – рассказал Сергей корреспонденту “АД”.

В архиве Минского автозавода сохранилось сообщение, темой которого стала “Эксплуатационные испытания автомобиля-эвакуатора МАЗ-437040-032”, датированное 14 февраля 2002 года. В нем говорится, что “в процессе испытаний проводилась эвакуация легковых автомобилей, микроавтобусов массой 1 – 4,5 т с мест ДТП, путем погрузки поврежденных автомобилей на автомобиль-эвакуатор”.  В ходе эксплуатации были выявлены целый ряд недостатков: малая скорость размотки и намотки троса лебедки и неудобное пользование рукоятками ее управления и поднятия платформы, конструкция трапов не обладает достаточной жесткостью и др. И сделано заключение: необходима конструкторская доработка автомобиля-эвакуатора для исключения недостатков и разработки дополнительных приспособлений. Для продолжения испытаний необходимо изготовление новых трапов повышенной жесткости.

После получения документа на автозаводе провели определенную работу по устранению выявленных дефектов.

К сожалению, дальнейшая судьба автоэвакуатора неизвестна. По неофициальным данным его приобрели россияне. Говорят, что он  использовался для перевозки квадроциклов в Ярославле. В Республике Беларусь эту машину больше никто не видел.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и ОАО “МАЗ”

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий