Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Главная Журнал АвтодайджестНемного истории МАЗ-504В. История в миниатюре

МАЗ-504В. История в миниатюре

от S_vetik
155 Просмотров

Почти тридцать лет назад в Республике Беларусь была создана Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков (БАМАП). Она пришла на смену всесоюзной организации “СОВТРАНСАВТО”, просуществовавшей до распада единого Советского государства на отдельные независимые.

Эта организация официально появилась в 1968 году постановлением Совета Министров СССР “О мерах по дальнейшему развитию международных перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом СССР”, хотя и до этого советские автоперевозчики осуществляли отдельные рейсы в зарубежные страны.

Далеко не все знают, что в начале 70-х годов прошлого века основу автопарка автоперевозчиков составляли седельные тягачи МАЗ-504В производства Минского автомобильного завода. А уже только потом через несколько лет появились первые зарубежные грузовики Volvo.

К сожалению, до нашего времени  сохранились только отдельные экземпляры этих некогда топовых белорусских моделей. Сейчас некоторые республиканские организации, являющиеся членами “БАМАП”, занимаются восстановлением автотехники, с которой начиналась их производственная деятельность. Возможно, кто-то из них отреставрирует и МАЗ-504В. А пока эти машины существуют только в масштабных копиях, которые изготавливают для коллекционеров разные производители. Среди них и минчанин Сергей Дорофей.

История создания модели

В 2007 году работники Минского автомобильного завода Сергей Дорофей и Дмитрий Тихонович решили делать масштабную, уменьшенную в 43 раза по сравнению с оригиналом,  копию седельного тягача МАЗ-504В. До этого времени они уже на протяжении нескольких лет изготавливали копийные МАЗ-504 и МАЗ-504А, вызывавшие интерес у коллекционеров.

“Одной из самых популярных моделей в Советском Союзе в свое время был седельный тягач МАЗ-504. Сохранилась фотография, где автомобиль запечатлен на одной из улиц столицы Финляндии – Хельсинки. Позже появились МАЗ-504В, которые на протяжении длительного времени перевозили различные грузы по всей Европе”, – отметил Сергей Дорофей. 

СОВТРАНСАВТО

МАЗ-504 с финским полуприцепом

Именно этот популярный в свое время автомобиль и стал следующим, чью уменьшенную копию изготовили белорусские моделисты. “Создание данной модификации не вызвало у нас особых проблем, потому что продукция Минского автозавода всегда славилась большой унификацией и нам потребовалось создать только несколько дополнительных деталей”, – объяснил мастер.

В числе таких дополнений оказался новый миниатюрный двигатель, салон, в котором должен был располагаться этот мотор и фильтр для установки его за кабиной. Все остальные комплектующие использовалось от предыдущих мини автомобилей. И как сказал один из моделистов: “Пазл сложился”.

Прежде чем приступить к практической реализации задуманного, коллеги нашли в архиве калек Управления главного конструктора столичного автозавода необходимые чертежи. Пригодились и книги по эксплуатации грузовиков. А еще тогда были “живы” настоящие автотягачи, стоявшие на заброшенной стоянке 4-го автокомбината г. Минска. Вскоре была собрана вся информация, и началось производство мини грузовика. 

СОВТРАНСАВТО

Одна из первых миниатюрных моделей МАЗ-504В, созданных С.Дорофеем и Д.Тихоновичем

СОВТРАНСАВТО

Одна из первых масштабных копий МАЗ-504В

Основным рабочим материалом для миниатюры послужил литьевой пластик из-за того, что он прост в обработке. Из него мастера сделали раму, кабину и пр. Некоторые детали изготовлены из белого металла: ресиверы, элементы подвески, руль, тормозная камера и др.

Качество моделей высокое, рекламаций от потребителей не было.

“Основная проблема в создании копийного МАЗ-504В состоит не в количестве деталей, из которых он изготовлен, а в его покраске”, – рассказал Сергей Дорофей.

Дело в том, что на машинах, работавших в системе “СОВТРАНСАТВО”, помимо стандартных надписей кириллицей или латиницей в разных цветовых сочетаниях, имелись и другие, являвшиеся самодеятельным творчеством их водителей или сделанные по их просьбе другими людьми. По-разному красились крыши кабин, бамперов и пр. Каждый коллекционер просит свой вариант покраски и предоставляет фотографии или вырезки из популярных автомобильных журналов.

СОВТРАНСАВТО

Модель МАЗ-504В, выпускаемая сейчас

“Сейчас у меня  есть возможность изготовить масштабную копию реального автомобиля с учётом любых пожеланий заказчика”, – отметил моделист, работающий теперь без своего коллеги.

P.s. С момента создания первого экземпляра МАЗ-504В прошло тринадцать лет. Появились новые усовершенствованные технологии, выросла детализация моделей, что особенно нравится любителям масштабных копий. Появились специализированные фирмы, выпускающие большое разнообразие деталей. Ведь и требования к моделям у покупателей значительно повысились.

СОВТРАНСАВТО

Модель МАЗ-504В, выпускаемая сейчас

СОВТРАНСАВТО

Модель МАЗ-504В,выпускаемая сейчас

На протяжении всего периода производства МАЗ-504В на нынешнем ОАО “МАЗ” конструкция автомобиля постоянно совершенствовалась. Изменилась кабина, расположение фильтра и его вид, седельно-сцепное устройство, появились и пр. нововведения. Вот и Сергей Дорофей сейчас изготавливает различные копийные модификации седельного тягача с учетом этих усовершенствований.

Юрий Влодавский
Фото С.Дорофея

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий