МАЗ-6440RR – первый спортивный капотный грузовик команды “МАЗ-СПОРТавто”

0

На МАЗе состоялся показ первого спортивного капотного грузовика заводской команды “МАЗ-СПОРТавто” МАЗ-6440RR.

спортивный грузовик МАЗ-6440RR
Капотный спортивный грузовик МАЗ-6440RR

20 декабря несомненно войдет в историю не только Минского автозавода, но и всего отечественного автомобилестроения.  На столичном предприятии состоялся долгожданный показ первого спортивного капотного грузовика заводской команды “МАЗ-СПОРТавто” МАЗ-6440RR.

 

До последнего момента автозаводцы сохраняли интригу, как он выглядит. И только во время демонстрации  представители средств массовой информации впервые увидели новый автомобиль.  Его вывел из ворот начальник спортивной команды и пилот одного из экипажей Сергей Вязович.

Сергей Вязович показывает капотник журналистам
Сергей Вязович показывает капотник журналистам

Данную презентацию планировалась провести раньше,  еще до поездки спортсменов на ралли-рейд  “Шелковый путь-2018”, но сделать тогда это не удалось из-за большой загруженности. Одновременно с созданием  капотной модели шла модернизация существующих машин.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ “КАПОТНИКА”

Сейчас многие ведущие команды, выступающие в ралли-рейдах ,  заменили свои бескапотные автомобили на капотные.  Такой грузовик сделали и спортсмены российской команды “КАМАЗ-мастер”.

“Россияне не выставляли эту машину на “Дакарах”, но испытали ее в других автомобильных соревнованиях.  Ее показатели превосходят  нынешние бескапотники”, – рассказал заместитель начальника заводской команды ОАО “МАЗ” по техническим вопросам Григорий Пацкевич.

Поэтому минчане не могли стоять в стороне от общей тенденции и тоже решили сделать  подобную автотехнику. Такая идея у них возникла в 2016 году, потом некоторое время ушло на ее обсуждение.  Решили делать ее не спеша, проверяя все технические решения будущего “капотника” на нынешних боевых машинах в реальных условиях гонок.

“Если они подтверждались, мы переносили их в конструкцию капотной машины. Это касалось не только самих узлов, но и мест их установки”, – отметил Григорий Антонович.

В начале 2017 г. на столичном автозаводе начали делать проработки и компоновочные работы. Первые чертежи на будущий МАЗ-6440RR появились незадолго до поездки команды на Международный супермарафон “Дакар-2018” в Южную Америку.  Потом после возвращения домой на протяжении всего нынешнего года  постепенно разрабатывалась новая конструкторская документация на основные его узлы и системы. Что-то менялось, что-то модернизировалось.  

Новый автомобиль сохранил большинство узлов и механизмов от предшественников. Основные изменения коснулись размещения дизельного “сердца” и кабины.

Сборка данного экземпляра производилась на территории Минского автозавода силами команды “МАЗ-СПОРТавто” при поддержке других подразделений предприятия.  Детали для грузовика изготавливали не только ОАО “МАЗ”, но и другие заводы, входящие в объединение “Белавтомаз”.  

КАПОТНЫЙ ГРУЗОВИК МАЗ-6440RR

Капотный спортивный грузовик МАЗ-6440RR
Капотный спортивный грузовик МАЗ-6440RR вид с боку
Капотный спортивный грузовик МАЗ-6440RR
Капотный спортивный грузовик МАЗ-6440RR вид сзади

МАЗ-6440RR – это полностью разработка конструкторского отдела “МАЗ-СПОРТавто”, которая делалась с учетом  пожеланий  пилотов. Она  представляет собой  2-осную полноприводную машину, колесной формулы 4х4, длиной чуть более 7 метров. Модель оснащена автоматической коробкой передач Allison и уже испытанным на действующих автомобилях МАЗ-5309RR,  двигателем Gyrtech G-13, мощностью 960 “лошадок”. Но по сравнению с предыдущими  грузовиками место расположения этого агрегата  поменялось.

“По регламенту соревнований отменили конкретное место установки мотора, и мы сместили его к центру машины”, – объяснил заместитель начальника команды “МАЗ-СПОРТавто” по техническим вопросам.

Кстати,  подобную схему использовали на боевом автомобиле (шасси N5)  и опробовали ее на “Шелковом пути-2018” и на ралли в Туркменистане.

Свой индекс “капотник” получил от седельного тягача МАЗ-6440РА.  Было разработано два варианта седельного тягача, первый как прототип, а второй – уже готовая модель для серийного производства.

Автопоезд МАЗ-6440РА (N1)+МАЗ-975830
Автопоезд МАЗ-6440РА (N1)+МАЗ-975830
Седельный тягач МАЗ-6440РА N2 с полуприцепом
Седельный тягач МАЗ-6440РА N2 с полуприцепом

“По регламенту  предписано,  что в качестве базового шасси для спортивного грузовика может стать только серийный автомобиль”, – подчеркнул Григорий Пацкевич.

На МАЗ-6440RR установлена большая 3-местная комбинированная кабина с низкой крышей. Она взята от МАЗ-5440, к которой добавили  капот, аналогичный МАЗ-6440РА, но с измененным каркасом.  В результате для экипажа создали более комфортабельные условия для работы, чем в бескапотной автотехнике.

Несколько слов о раме. Она стала не намного длиннее и сварной. Раньше все кронштейны  прикручивались к ней болтами. Сейчас же часть кронштейнов вваривается в раму.

Кузов из сверхоблегченных пластиковых панелей с наполнителем – это совместная разработка конструкторов  “МАЗ-СПОРТавто” и специалистов ОАО “Осиповичский завод автомобильных агрегатов”. Первые разработали дизайн, а вторые воплотили его “в жизнь”.

Все нововведения позволят новому спортивному болиду стать более управляемым и устойчивым на трассе, снизить вероятность его опрокидывания.  Уменьшатся  нагрузки и на экипаж.

P.s.  До презентации, с целью сохранения тайны, МАЗ-6440RR проходил испытания только на территории столичного автозавода.  В следующем году после возвращения с “Дакара-2019” команда планирует выступать на нем на всех соревнованиях, куда будет выезжать. Пилотировать его станет Сергей Вязович. Главная цель – подготовить машину к Международному ралли-рейду  “Дакар-2020”.  

Но и после начала эксплуатации МАЗ-6440RR заводская команда “МАЗ-СПОРТавто” продолжит выступать и на спортивных грузовиках бескапотной конфигурации.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора