В мае прошлого года в Минск приезжала представительная делегация из Китая во главе с Председателем КНР Си Цзиньпином. Одной из целей стало официальное открытие Китайско-Белорусского индустриального парка “Великий камень”, расположенного в 25 км от Минска, в Смолевичском районе Минской области. В число его резидентов входит компания “Zoomlion” из Поднебесной.

“Zoomlion Heavy Industry Science & Technology Co. Ltd” – транснациональная китайская компания, занимающая шестое место в мире и первое в КНР по производству специализированного кранового, коммунального, строительного оборудования различного назначения. В качестве базовых автошасси для них используются не только китайские модели, но и автомобили европейского производства – MAN, Mercedes и другие.
Свои дочерние предприятия Zoomlion имеет в 40 странах мира.
Предварительно, еще до приезда делегации в белорусскую столицу, руководство Минского автозавода обратилось к китайской стороне с предложением об организации совместного производства специализированных автотранспортных средств на шасси МАЗ с установкой на них оборудования из Китая. Оно было рассмотрено и принято. И уже во время визита на автозаводе состоялись первые переговоры и подписание соответствующего документа.
Вначале рассматривалось несколько мест для организации СП – производственные площади Гродненского и Брестского механических заводов. Но выбор пал на “Могилевтрансмаш”, который располагает необходимыми кадровыми ресурсами и производит подобного типа автомобильную технику.
Рабочая встреча прошла в июне Москве на строительной выставке “СТТ-2015”. Здесь были окончательно определены первые 10 моделей нового совместного предприятия, В их число вошли автокраны, бетоносмесители и коммунальная автотехника (так называемые “пылесосы” и мусоровозы). Стороны согласовали автомобильные шасси для них.

Первые три единицы навесного оборудования были отправлены в Могилев в сентябре-октябре 2015 года. И в течение ноября- начала декабря могилечвчане изготовили первые образцы такой спецавтотехники. Ими стали два автокрана КС-6574Z-1 и КС-6576Z-1, грузоподъемностью соответственно 40 и 60 т. Они смонтированны на шасси МАЗ-6516В9, колесной формулы 8х4, имеют максимальную длину стрел 39,2 и 40,5 м и максимальную высоту подъема 48,8 и 59,3 м.
Третьим “представителем” совместного производства стала подметально-уборочная машина (“подметалка с пылесосом”) МАЗ-5917В2-Z10, оснащенная пневматической системой загрузки смета в бункер. Базой для нее послужил МАЗ-5340В2 (4Х2).
Сертификационные испытания автотранспортных средств, как “грузовых средств”, начались в конце декабря прошлого – начале января нынешнего года и проходили на территории полигона “Могилевтрасмаш”. После очистки дорожного полотна от снега начнется второй этап испытательного процесса. Местом его проведения станет Минский автомобильный завод и полигон Объединенного Института Машиностроения Национальной Академии наук Республики Беларусь.

Все исследования планируется завершить в начале апреля. После чего автомобили за счет китайской стороны отправятся в Германию в Мюнхен, где будет проходить одна из крупнейших в мире Международная специализированная выставка машин, оборудования и иновационных технологий в области строительной и горной промышленности “Bauma-2016”. Компания “Zoomlion” является ее постоянным участником и имеет желание продемонстрировать здесь новую автотехнику совместного производства.
После завершения этого автофорума и получения всех необходимых документов начнется активный процесс продвижения белорусско-китайской автотехники вначале в страны ЕврАзЭС, а потом и в дальнее зарубежье, где есть представительства Минского автозавода.
В дальнейших планах сторон – расширение модельного ряда выпускаемой продукции, куда должны войти пожарные автомобили и бетоносмесители, объемом до 10 куб.м. Предполагается использовать еще один тип автошасси – 6х4.
Белорусская сторона расчитывает, что постепенно большинство узлов и агрегатов будут изготавливаться в Республике Беларусь .
“Локализация является основным моментом, который позволит нам присвоить данной продукции статус белорусского продукта и пользоваться всеми инструментами и благами, которые на сегодняшний день дают наше правительство и президент”, – сказал начальник управления продаж спецтехники и шасси ОАО “МАЗ” Дмитрий Короткевич.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото ОАО “МАЗ”