Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

МАЗ-СПОРТавто” – 10 лет «боевой» деятельности

Просмотрено

1 декабря 2020 года исполняется десять лет с начала официальной биографии заводской команды “МАЗ-СПОРТавто”.

За это время автозаводцы прошли большой путь от неопытных новичков до профессиональных спортсменов. Сейчас экипажи этого структурного подразделения ОАО “Минский Автомобильный завод”— управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» являются одними из претендентов на победу на каждом из автомобильных соревнований, где бы они ни выступали.

Предыстория

В период с 2009 по 2012 гг. Минским автомобильным заводом руководил генеральный директор – Александр Васильевич Боровский, и по его инициативе была создана заводская спортивная команда для участия в ралли-рейдах “МАЗ-СПОРТавто”.

Начало пути

С такой идеей Александр Васильевич обратился к первому заместителю премьер-министра Республики Беларусь Владимиру Семашко во время его посещения столичного автозавода в 2009 году. Данное предложение получило поддержку, после чего началась практическая реализация нового проекта.

В марте 2010 года на Минском автозаводе появился приказ “Об участии ОАО “МАЗ” в соревнованиях по ралли-рейдам”.  В нем, в частности, говорилось, что это делается ”в целях продвижения бренда “МАЗ”, освоения новых сегментов мировых рынков, стимулирования продаж автомобильной техники Минского автомобильного завода и создания спортивной команды для участия в ралли-рейдах”.

Начальнику УГК Александру Захарику предписывалось создать рабочую  группу из специалистов различных подразделений для конструирования грузовых спортивных автомобилей и подготовке спорткоманды. В основном, набор шел на добровольной основе. Набралось около двадцати человек, но не все они впоследствии привлекались к работе.

Одним из первых сотрудников коллектива стал начальник лаборатории САПР Дмитрий Вихренко.

“Я даже не знаю, почему Александр Михайлович Захарик решил привлечь меня к данной работе и таким образом дал толчок в моем собственном техническом развитии”, – вспоминает Дмитрий Вихренко.

Вместе с ним пришли инженер-исследователь отдела дорожных испытаний Павел Гаранин, начальник конструкторского отдела ГСКБ Григорий Пацкевич и др.

Вначале опыта никакого не было, поэтому  руководство автозавода отправило своих работников в творческую командировку в Набережные Челны для знакомства с наработками и опытом команды “КАМАЗ-мастер”. В течение нескольких дней минчане изучали спортивные автомобили, «технички», особенности автомобилей, процесс их изготовления и сборки.

“Коллеги из команды “КАМАЗ-мастер” отнеслись к нам хорошо и оказали большую помощь. Они предоставили всю необходимую информацию и поделились накопленным опытом”, – отметил сейчас уже опытный штурман, участник и призер многих соревнований Павел Гаранин.

После возвращения домой заводчане приступили к разработке собственного автомобиля. Еще одним источником для пополнения недостающих сведений и знаний явился интернет.

Создание первого спортивного автомобиля

После возвращения в Минск, началась практическая работа по созданию первого спортивного автомобиля. В конце апреля появился еще один приказ “Об изготовлении спортивных автомобилей “МАЗ”. В нем речь шла о двух машинах, одной из которых стала «техничка» на базе серийного 3-осного шасси МАЗ-6302, на которое был установлен специальный кузов с пассажирским и грузовым отсеками производства «МАЗ-Купава».

"МАЗ-СПОРТавто” – 10 лет
Автомобиль-техпомощь, созданный на базе МАЗ-6302B5

А вот над конструкцией боевого болида потрудились серьезно. Для разработки  его КД пришлось приложить большие усилия. Необходимо было, чтобы модель вписывалась в требования установленного технического регламента. Согласно действующим правилам за основу разрабатываемой машины должна браться серийно выпускаемая автотехника. Тогда в качестве основы взяли полноприводный МАЗ-5309. Фактически от него осталась только кабина, в которую установили необходимый для защиты экипажа от травм каркас безопасности. А в остальном, между обоими грузовиками ничего общего не было кроме индекса. Так была изготовлена сварная рама, состоявшая из двух прямых лонжеронов, швеллеров с усилителями коробчатого сечения и вваренных круглых поперечин. Амортизаторы сделали по специальному заказу на ОАО “МЗКТ”. В качестве  двигателя использовался 800-сильный мотор производства Тутаевского моторного завода. В основном, комплектующие имели отечественное происхождение. Заграничными были сцепление, коробка передач, сиденья, ремни безопасности и фары-прожекторы.

Одной из самых запоминающихся частей автомобиля стал пластиковый кузов, который разработали в отделе дизайна автозавода.

“Особенность кузова состояла в том, что по своему профилю он напоминал символ нашей страны и автомобильного завода – зубра. Ставилась задача – привлечь внимание к нашей команде. И она была достигнута”, – объяснил ныне заместитель начальника заводской команды ОАО “МАЗ” по техническим вопросам Григорий Пацкевич.

"МАЗ-СПОРТавто” – 10 лет
Боевой автомобиль команды МАЗ-5309RR

Официальная презентация

Дебютным выступлением для белорусских спортсменов на ралли-рейдах стала поездка на международный ралли-рейд “Шелковый путь – серия Дакар-2010”,  проходивший с 11 по 18 сентября по маршруту Санкт-Петербург – Сочи.

А официальная презентация экипажа и группы сопровождения состоялась на мероприятии, проходившей на ОАО “МАЗ” за неделю до старта, где представители СМИ впервые увидели членов команды в полном составе и ее автотехнику.

"МАЗ-СПОРТавто” – 10 лет
Участники пресс-конференции

Первым куратором команды стал заместитель генерального директора по капитальному строительству Александр Ракомсин. По предложению Александра Петровича в состав боевого экипажа вошли специально приглашенные пилот Петр Орсик, штурман Андрей Рудницкий и механик-автозаводец Дмитрий Запорощенко.

"МАЗ-СПОРТавто” – 10 лет
Слева направо А.Рудницкий, П.Орсик и Д.Запорощенко
"МАЗ-СПОРТавто” – 10 лет
Д.Запорощенко 2020 г.
"МАЗ-СПОРТавто” – 10 лет
П.Орсик 2020 г.
"МАЗ-СПОРТавто” – 10 лет
Андрей Рудницкий 2020 г.

Все они были знакомы по участию в БСО “МАЗ-Яровит”, успешно выступавшему в соревнованиях по трак-триалу. Спустя несколько лет в 2015 году Петр Орсик вернулся на ОАО “МАЗ”, где сейчас продолжает работать.

P.S. Руководством предприятия была поставлена задача успешно преодолеть всю дистанцию и доехать до финиша. Поставленную цель автозаводцы выполнили и финишировали на 12-ом месте.

"МАЗ-СПОРТавто” – 10 лет
Направление – Санкт-Петербург

Дебютное выступление признали успешным, что отметил генеральный директор Александр Боровский на итоговой пресс-конференции, прошедшей в начале октября и посвященной завершившемуся соревнованию.

"МАЗ-СПОРТавто” – 10 лет
Участники итоговой пресс-конференции
"МАЗ-СПОРТавто” – 10 лет
Автомобиль техпомощи после возвращения с соревнования
"МАЗ-СПОРТавто” – 10 лет
МАЗ-5309RR после возвращения с “Шелкового пути”
"МАЗ-СПОРТавто” – 10 лет
Команда МАЗа – участница “Шелкового пути”

После чего и появился приказ “О создании в структуре ОАО “МАЗ” спортивной команды “МАЗ-СПОРТавто” штатной численностью 15 человек с 1 декабря 2010 г.

И последнее. Точный макет первого спортивного автомобиля МАЗ-5309RR сейчас находится в детском оздоровительном лагере ОАО “МАЗ” “Зубренок”.

"МАЗ-СПОРТавто” – 10 лет
Макет МАЗ-5309RR в “Зубренке”

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Популярное