Своеобразный подарок к наступающему Новому году сделал всем любителям советской ретро автотехники Музей Транспорта Москвы. Его экспозиция пополнилась новым необычным экспонатом. Им стал гибрид двух автомобилей – белорусского грузовика МАЗ-200 и российского ЗИЛ-157.
В Советском Союзе было общепринятой практикой в разных автохозяйствах страны, в том числе в автобусных парках и троллейбусных депо, на базе списанной техники создавать самодельные авторанспортные средства. Такие самоделки использовались потом в качестве балластных тягачей для перемещения автобусов и троллейбусов. Гибриды имели короткую раму и вваренную в задней части “кран-укосину”, которой подцеплялась перевозимая техника
Особенность модели, получившей неофициальное название “МазЗил”, состоит в том, что она была изготовлена в единственном экземпляре в 1980 году в Москве работниками Филевского автобусно-троллейбусного парка. От двухсотого МАЗа они взяли оперение, укороченное шасси, раму и мосты. А от ЗИЛ-157 – силовой агрегат, кабину и некоторые узлы трансмиссии. Под бортовым номером 803 новая рукотворная колесная техника в течение тридцати лет использовалась здесь в качестве тягача-эвакуатара.
В конце 2010-го автомобиль перестали эксплуатировать и до 2012-го, пока автораритет не передали на хранение в музей, он путешествовал по временным стоянкам, распологавшимся на территории разных филиалов ГУП “Мосгортранс”.
“МазЗил” не только транспортное, но и уникальное поп-культурное явление. Он отсылает нас как к современным “Трансформерам” и “Тачкам”, так и к культовой Годзилле, только функционал у него не разрушающий, а наоборот, выручающий”, – отметила директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко
Несколько лет автораритет находился в хранилище столичного музейного учреждения вместе с другими экспонатами. А в мае 2021-го на совещании реставрационного совета музея было принято решение о восстановлении данной автотехники.
“Решение о том, когда и какую технику необходимо восстановить, в музее принимается на совещании реставрационного совета, в состав которого входят сотрудники управления учета, хранения и реставрации, а также специалисты научно-исследовательской службы”, – рассказал начальник службы реставрации Музея Транспорта Москвы Вячеслав Котов.
Был проведен конкурс, который выиграла организация из Ярославля. Ее специалисты и приступили к работе. Сотрудники музея осуществляли постоянный контроль за всем процессом восстановления, проводили консультации по спорным вопросам и вместе с мастерами-реставраторами решали возникавшие проблемы.
Большую работу проделала научно-исследовательская салужба Музея Транспорта Москвы.
“При ремонте двигателя и ходовой части в качестве документации использовались альбомы с чертежами МАЗ-200, каталоги деталей грузовых автомобилей МАЗ-200 и запчастей ЗИЛ-157”, – уточнил Вячеслав Александрович.
Внешний вид автомобиля пришлось восстанавливать путем подгонки новых деталей. Их уставливали вместо старых уже сильно коорозированных и деформированных, предварительно тщательно обмеренных. Некоторые родные поврежденные элементы конструкции удалось “вернуть к жизни”.
В некомплектном состоянии находилась лебедка и “размороженным” оказался мотор. К счастью, эти недостатки удалось устранить. Обрели вторую жизнь рама, выхлопная система, детали кабины, мосты и коробка передач.
Завершающим этапом работы стала полная покраска автоветерана в красно-оранжевый цвет и нанесение на него с помощью трафаретов аутентичных надписей и цифр.
P.S. Hа реставрацию “МазЗил” ушло больше года. Работа началась в августе 2021-го, а завершилась – в октябре 2022-го. Сейчас данный автомобиль находится полностью в рабочем состоянии и на ходу. В настоящее время он вместе с другими экспонатами располагается в хранилище музея, расположенном на Ступинском проезде. Экскурсии туда возобновятся в теплое время.
“Сейчас машина полностью восстановлена и вскоре ее можно будет увидеть на выставках и фестивалях музея”, – объяснила Оксана Бондаренко. Увидят его и на парадах ретро автотехники.
Автор выражает благодарность за оказанную помощь директору по внешним коммуникациям Музея Транспорта Москвы Дарье Хасановой.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото С.Лукьянова
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Возвращение автолегенды — самосвала МАЗ-205