С детства Александр Иванов, живший до 17 лет в Старых Дорогах Минской области, мечтал продолжить дело отца и стать военным автомобилистом. И планировал для этого поступать в военную академию Республики Беларусь. Но случилось так , что в 2006 году, когда юноша уже готовился к экзаменам, профильный факультет в учебном заведении закрыли и подготовку специалистов передали гражданскому вузу – БНТУ. Вчерашний школьник принял решение все равно сюда поступать, но уже на другую специальность. В настоящее время Александр Иванов уже действующий офицер белорусской армии.
НАЧАЛО
Еще мальчишкой, как и многие его ровесники, Саша любил заниматься сборкой моделей военной техники в масштабе 1 к 35. В наших магазинах продавались такие наборы (пушки, танки и др.), в которых детали склеивались, а потом красились. Их и сейчас можно купить. С возрастом у юноши появились другие интересы. Часть коллекции он раздал, а оставшаяся сейчас находится в служебном кабинете у его отца. Кстати, он тоже в молодые годы клеил, но только минисамолеты.
КАК ВОЕННЫЙ СТАЛ КОЛЛЕКЦИОНЕРОМ
Несколько лет назад в Минске появилась журнальная серия “Автолегенды”, посвященная истории советского автопрома. И Александр постепенно стал собирать все выпуски. Вначале он планировал ограничиться только журналами. А потом увлекся масштабными моделями, продающимися в наборе вместе с этими печатными изданиями. И стал их тоже коллекционировать. Жена Юля не возражала против увлечения мужа.
Сейчас в коллекции более трехсот миниатюр. Ее основу составляют “Автолегенды” и еще одна подобная журнальная серия – “Автомобиль на службе ”. “Основной упор я делаю на модели этих серий. Но у меня есть экземпляры и других производителей”, – рассказал Александр Иванов. Для него не имеет принципиального значение фирма, а только сама масштабная копия, ее индекс, марка и качество изготовления.
Многие отечественные коллекционеры в своих собраниях имеют копийные МАЗы. Есть такие модели и у молодого офицера: МАЗ-6430 и МАЗ-4370 белорусского и МАЗ-543 российского производства. Недавно он купил еще две миниютюры, изготовленные в России: МАЗ-500А и МАЗ-5335, которые вышли в серии “Наш автопром”.
Несколько минимашин, выпускавшихся еще во времена существования Советского Союза в РСФСР, подарил Александру родной дядя. Правда, все они были далеко не в идеальном состоянии. Большинство из них коллекционер уже отремонтировал и поменял на другие миниавтомобили, поскольку продукция “made in USSR” не вызывает у Александра особого интереса. Себе, как память, он оставил только КамАЗ-“молоковоз”. В свое время его помог восстановить известный белорусский коллекционер Сергей Пипченко. К сожалению, недавно ушедший из жизни.
“Если бы я не обменивал свои модели с другими коллекционерами, то у меня было бы более тысячи таких автомобилей”, – говорит Александр. Такие обмены проходят во время клубных встреч. А на специальных сайтах, созданных для коллекционеров, можно узнать о новинках и заказать необходимые миниавтомобили.
Собирает белорусский офицер масштабные копии автомобилей советского производства, России и других стран СНГ, уменьшенные в 43 раза по сравнению с оригиналами. Основной упор он делает на грузовики, спецавтотехнику, автобусы и, конечно, военную технику. Несколько десятков таких машин и танков, часть из которых были изготовлены еще на предприятиях СССР, тоже хранятся у отца коллекционера. По просьбам своих коллег он их часто показывает.
С течением времени у Александра появились коллеги по увлечению, с которыми он постоянно общается по различным вопросам.
Всю коллекцию Александр хранит в своей квартире в специальном шкафу. Недавно у коллекционера родился сын Максим, поэтому пришлось ограничить свои покупки. Раньше, раз в месяц, он посещал столичный клуб коллекционеров. К сожалению, сейчас это происходит гораздо реже.
Но Александр надеется через некоторое время вновь вернуться к более активной модельной деятельности.
Может, когда ребенок вырастет, он, как и отец, тоже станет коллекционировать масштабные модели советских автомобилей, а может, и автотехнику других стран.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и Александра Иванова