Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Микроавтобус МАЗ 241

Микроавтобус МАЗ 241

В мае 2011 года у центральной проходной Минского автомобильного завода на постамент был установлен  выполненный в натуральную величину макет 22-местного безрамного автобуса 2-го поколения  малого класса МАЗ 241, собранный по распоряжению тогдашнего Генерального директора предприятия Александра Боровского с использованием оригинальных неликвидных комплектующих и силового агрегата.  На тот момент эта модель только готовилась к производству. Многие считают, что создали эту автотехнику специально для реализации программы “Школьный автобус”. Но это не так. Данная программа только способствовала известности автомобиля, но изначально изготавливался он для другого назначения.

Микроавтобус МАЗ 241

Макет автобуса МАЗ 241 возле заводоуправления автозавода

История 241-го

В начале 2010 года на Минском автомобильном заводе планировалось собрать  небольшой автобус типа российской ГАЗели. Но на автозаводе не было своей компонентной базы для изготовления автотехники подобного класса. И тогда решили создать автомобиль больших габаритов и большей пассажировместимости. Он должен был занять промежуточное место между продукцией горьковского автозавода и высокопольным МАЗ 256. Предназначалась новая автотехника для пригородных и междугородних перевозок, а также для корпоративных и туристических поездок. Конструкторскую документацию на будущую модель автозаводцы разработали в сжатые сроки в течение 9-10 месяцев. 

Микроавтобус МАЗ 241

МАЗ 256

Микроавтобус МАЗ 241

Дизайн-проект МАЗ 241

В качестве двигателя для первого опытного экземпляра решили использовать мотор  Navistar. Тогда ходили разговоры о том, что производитель этих американских “движков” планирует серийно поставлять их в белорусскую столицу.

“У нас было два таких двигателя. Один решили установить на первый МАЗ 241, а второй – на автобус другой модели. Кстати, он до сих пор эксплуатируется в 6-м автобусном парке Минска”, – рассказал  главный конструктор по автобусной технике ОАО  “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ” Юрий Сырокваш.  

Презентация модели

В начале декабря  опытный образец заводчане впервые представили на автовыставке своих новейших разработок  –  своеобразном отчете предприятия о проделанной работе за 2010 год. Этот показ проходил возле  здания заводоуправления нынешнего ОАО  “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ”. Среди новинок находился и 22-местный МАЗ 241. Почти 7-метровый автобус с двумя дверьми (служебной и аварийной) с пониженным уровнем пола с общей вместимостью 36 человек и регулируемым водительским местом оснащался 4-цилиндровым двигателем Navistar Acteon 4.12TCE стандарта Euro-3 мощностью 140 кВт и автоматической коробкой передач Allison T250R. Он развивал максимальную скорость 101 км/ч и имел зависимую пневматическую двухбаллонную с двумя телескопическими амортизаторами подвеску передней и задней осей и тормозную систему с антипробуксовкой и антиблокировкой.

Микроавтобус МАЗ 241

МАЗ 241 на первом показе

Вентиляция салона осуществлялась через люк в крыше, сдвижные форточки и крышные вентиляторы. Для обеспечения комфортабельного микроклимата для пассажиров также предназначалась вентиляционная система с индивидуальными панелями обдува.

В конструкции 241-го использовались узлы и агрегаты от среднетоннажного грузовика МАЗ-4370 (силовой агрегат и мост) и от полунизкопольного городского автобуса МАЗ 206 (передняя ось).

Несущий каркас сделали оригинальный.

“Чтобы удешевить модель, как и во всех других наших автобусах, оси МАЗ 241 устанавливались на несущий каркас”, – отметил ведущий инженер-конструктор СГКА ОАО  “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ” Алексей Харланов.

Под индексом МАЗ 241096 в единственном экземпляре автотехника несколько лет эксплуатировалась на автобусном заводе столичного автозавода.

Дальнейшего развития идея с установкой двигателя Navistar не получила.

С двигателями ММЗ и Cummins 

Поскольку поставка американских двигателей так и не произошла, начался поиск альтернативных дизелей. И их заменили на отечественные,  производства Минского моторного завода и зарубежные Cummins “made in China”, которые поставлялись серийно. 241-й планировалось поставлять не только белорусским автохозяйствам, но и российским потребителям.  Но так как в то время технические требования на автотехнику в этих двух странах отличались, поэтому были созданы две модификации автобуса. Первая, получившая индекс МАЗ 241.000 с 170-сильным ММЗ Д-245.35  стандарта Евро-4, предназначалась для Республики Беларусь, а вторая МАЗ 241.030 с 177-сильным “движком” Cummins ISF3.8s такого же евростандарта, что и “коллега” – для эксплуатации в Российской Федерации.  В 2011-м начались испытания и сертификация обоих автотранспортных средств. Они проходили в нашей республике в испытательном центре автозавода и на территории НТЦ “Республиканский полигон для испытаний мобильных машин”  Государственного научного учреждения “Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси и частично в РФ.

Микроавтобус МАЗ 241

МАЗ 241 серийный экземпляр

МАЗ 241.030 официально дебютировал на 11-й Международной специализированной выставке “ComTrans‘2011”, проходившей в Москве с 13 по 17 сентября в МВЦ “Крокус Экспо”, где вызвал определенный интерес. А спустя чуть больше года, здесь же в октябре 2012-го на VIII-м Международном автофоруме “МАФ-2012”, его признали лучшим туристическим автобусом года среднего класса в России.

Микроавтобус МАЗ 241

МАЗ 241 среди экспонатов на выставке “МАФ”-2012

“Железного автозаводца” также признали лучшим маршрутным автобусом на апрельском Международном фестивале “Мир автобусов-2013” в российской Коломне.

В конце марта 2012-го модель официально представили руководству ГП “Минсктранс”, и было принято решение об опытной эксплуатации данной машины. 

Микроавтобус МАЗ 241

МАЗ 241, презентованный ГП “Минсктранс”

МАЗ 241 демонстрировался также на различных выставочных форумах, проходивших в Республике Беларусь. 

Микроавтобус МАЗ 241

МАЗ 241 на выставке “Белагро”- 2013

Микроавтобус МАЗ 241

МАЗ 241 на выставке в “День города Минска” 2014

Со временем белорусские эксплуатационники тоже стали эксплуатировать автотехнику и с зарубежными “движками”.

И о школьниках

В октябре 2011-го года на Минском автозаводе проходила очередная презентация новинок. Одной из них тогда стал школьный автобус МАЗ-241.S. пассажировместимостью 31 человек с объемом багажников 0,7 куб.м, окрашенный в желтый цвет с отличительными надписями и проблесковыми маячками, что делает его приметным на дороге. Автобус был специально создан для перевозки детей и отвечал всем нормам безопасности. У него внутри установлены 22 сидения с надежными ремнями безопасности. Имеются также багажные полки для перевозки ранцев. На автотранспортном средстве установлен 170-сильный двигатель ММЗ 245.35 Евро-4. Кстати, удельный вес отечественных комплектующих в данной модели составляет 67 процентов. Автобус создавался по предложению коммерческих служб автозавода, по мнению которых, он мог быть востребован.

Микроавтобус МАЗ 241

МАЗ 241S

Когда появилась программа “Школьный автобус”, финансируемая ОАО “Банк развития Республики Беларусь”, “школьник” пошел в серийное производство.

Передача первых десяти таких машин для Могилевской области  состоялась в августе 2013 года.

Впоследствии появился и “коллега” МАЗ 241.S30. Обе модификации презентовали на родном предприятии в мае 2013-го.

Микроавтобус МАЗ 241

МАЗ 241S30

Всего до 2018 года автозаводцы передали учреждениям Министерства образования Беларуси 198 таких малых автобусов с обоими типами двигателей.

Несколько экземпляров машин отправили россиянам.

P.S. Через некоторое время выяснилось, что МАЗ 241 не подходит для эксплуатации в сельской местности. Модель попытались модернизировать.

“Хотели удлинить автобусную базу, установить вторую, не аварийную дверь, увеличить дорожный просвет и др. Но в результате решили разработать новую модель”, – отметил Юрий Сырокваш.

Так появился более дешевый и вместительный автобус МАЗ 257 рамной конструкции на базе автомобиля среднетоннажника МАЗ 4380.

Последними МАЗ 241, выпущенными на автозаводе, стали шесть автомобилей с дизелями Cummins, изготовленные в 2018-м году и отправленные в белорусские автохозяйства в 2019-м.

Микроавтобус МАЗ 241

Сборка последних автобусов МАЗ 241

В общей сложности потребители получили 935 единиц такой автотехники. 61 штуку получили россияне, еще 40 организации стран СНГ, а остальные остались на родине. 

“Впрочем, МАЗ 241 до сих пор официально не снят с производственной программы автозавода. И при желании потребителей мы можем возобновить производство данной модели”, – уточнил Юрий Дмитриевич.

Автор выражает благодарность за оказанную помощь при подготовке данного материала заместителю начальника управления продаж пассажирской техники ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга  “БЕЛАВТОМАЗ” Олегу Смолянко.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ”

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Автобус МАЗ 257 для перевозки школьников и не только

Добавить комментарий

0
Вот это цифра