Минский автомобильный автозавод хорошо известен своей конструкторской службой, разрабатывавшей различные модели белорусской автотехники нескольких поколений. В последнее время это предприятие дало путевку в жизнь специалистам другой профессии – моделистам, создающим масштабные копии таких машин. Одним из них является Сергей Дорофей.
Трудовая биография моделиста
Начало трудовой деятельности Сергея Дорофея проходило на Минском автомобильном заводе, где задолго до него трудился его дед. Прежде чем уйти на вольные хлеба, Сергей десять лет отработал на этом предприятии: вначале слесарем механосборочных работ, а потом в должности инженера-исследователя в отделе стендовых испытаний автозавода.
“Помню, когда началась Перестройка, появились цветные рекламные проспекты и другая печатная продукция с изображением машин марки МАЗ на английском языке. Тогда это было в диковинку. Дедушка приносил их домой, и я с удовольствием их рассматривал”, – поделился воспоминаниями Сергей.
А еще была книга-фолиант “Белорусские богатыри”, выпущенная в 1991 году которую, всякий раз, приезжая в гости к деду, мальчик пролистывал “от корки до корки”. И делал рисунки машин с опубликованных в ней фотографий. “Эта книга сейчас находится у меня”, – отметил мастер-моделист.
Моделизм
Еще в детстве Сергей пытался заниматься творчеством. Что-то клеил из бумаги, что-то переделывал. Ему не нравилась продукция, выпускаемая отечественной промышленностью. Конечно, первые попытки были далеки от совершенства.
Следующим шагом в дальнейшем совершенствовании мастерства стала сборка стандартных пластиковых моделей машин, выпускавшихся промышленностью.
Уже придя на завод, Сергей Дорофей познакомился с заводчанами, которые сами делали модели, уменьшенные в 43 раза по сравнению с оригиналами. И начал обучаться у них.
“Я с радостью узнал, что можно самому делать модели МАЗов”, – вспомнил бывший автозаводец.
Но первым копийным автомобилем стал ЗИС-150. Он был сделан по чертежам, взятым из журнала “М-Хобби”. Правда, спустя некоторое время выяснилось, что в них имеются ошибки. Потом появился МАЗ-537, изготовленный по чертежной документации, найденной в другом номере этой журнальной серии.
А вот модель грузовика МАЗ-500 в масштабе 1/43 – полностью авторская работа. Тогда в моделизме еще не было современных средств автоматизированного проектирования. Приходилось все размеры измерять самому с помощью штангенциркуля, линейки и других измерительных инструментов. Из пластика выпиливались необходимые детали, которые потом вручную обрабатывались с помощью напильника.
За время работы на государственном предприятии Сергей сам, а также в соавторстве с коллегами, собрал несколько десятков различных типов миниатюрных копий машин, в основном, МАЗов. Основная их часть сейчас находится в собраниях российских коллекционеров.
Несколько лет назад Сергей Дорофей ушел с автозавода, чтобы организовать собственную мастерскую и полностью заниматься своим любимым хобби, ставшим сейчас для него основной работой.
Модель автолестницы АЛМ-45(200ЛБ)
В мастерской Сергей Дорофей изготавливает разные модели, в том числе и масштабные копии пожарных машин. У каждой из них своя история. Наиболее интересная у миниатюрной автолестницы АЛМ-45(200ЛБ). Ее оригинал выпускался на Новоторжокском машиностроительном заводе в России с 1955 по 1957 годы.
Вначале на Украине местные умельцы создали копийную, уменьшенную в 43 раза, 45-метровую лестницу. Ее предложили российским моделистам в городе Саратове. Дело в том, что такое оборудование устанавливалось на машину ЗИЛ-133. Но они отказались. Тогда предложили Сергею Дорофею.
“Я разработал модель шасси МАЗ-200 под эту лестницу”, – отметил моделист. Так появился международный проект – миниатюрная АЛМ-45(200ЛБ).
“Сейчас в номенклатуре модельной мастерской имеется четыре вида пожарной автотехники на базе МАЗ-200 (ещё есть пожарная автоцистерна на базе АЦ-8-5334, несколько пожарных автомобилей на базе ГАЗ-66). Есть люди, которые только такие масштабные копии и собирают”, – подчеркнул Сергей Дорофей.
Чернобыльский МАЗ
Одной из любимых моделей для Сергея Дорофея является так называемый чернобыльский МАЗ, который, а точнее которые, он делал вместе с коллегой Дмитрием Тихоновичем еще работая на ОАО “МАЗ” в начале 2000-х годов.
В 1986 году после аварии на Чернобыльской АЭС Минскому автомобильному заводу поручили создание специального автомобиля для перевозки полуприцепов с железобетонными панелями для установки на крышу реактора. За основу был взят серийный автотягач МАЗ-504В, в кабину которого для защиты водителя установили специальную свинцовую капсулу, и дополнительно оснастили автотехнику целым рядом других нововведений.
“Когда мы узнали об этой машине, нам захотелось сделать такую модель”, – рассказал Сергей Дорофей.
Сложность состояла в том, что не было не только чертежей, но и фотографий этого автомобиля. Поэтому взяли фото серийного МАЗ-504В и с ним ходили к людям, собиравшим спецтехнику. Автозаводцы вспоминали особенности конструкции, а Сергей наносил эти изменения на фотоизображения. Этот эскиз до сих пор сохранился.
К моменту начала работы друзья уже делали для коллекционеров обычный МАЗ-504В. В короткое время были разработаны мастер-модели дополнительных деталей и вскоре начали производить чернобыльскую модификацию.
Через некоторое время удалось найти фотографии настоящего “железного” чернобыльца и уже по ним сделали модель настоящего тягача.
P.s. Сейчас в мастерской выпускаются обе миниатюры.
“Несмотря на то, что коллекционеры знают об особенностях первой модели, они продолжают заказывать у нас обе”, – уточнил мастер-моделист.
Юрий Влодавский
Фото автора и С.Дорофея