Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

А.Кобяков: программа “Дороги Беларуси” выполняется плохо

Министр транспорта А.Кобяков: программа "Дороги Беларуси" выполняется плохо Проблема ремонта и реконструкции белорусских дорог обсуждалась на очередном заседании рабочей группы в Администрации Президента. В ходе его министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак доложил о том, что госпрограмма “Дороги Беларуси” выполняется плохо, сообщает газета “Советская Белоруссия”.

По плану идут лишь строительство и реконструкция: 478 км дорог введено за счет средств бюджета, еще 185 км (прежде всего на магистралях Минск – Могилев и Минск – Гомель) – на кредиты иностранных и белорусских банков. Но в целом обеспеченность программы финансовыми средствами за минувший период составляла менее 50% потребности, рассказал Сивак.


Это отразилось прежде всего на ремонте, поддержании покрытия в нормальном состоянии. Так, с 2006 по 2013 год капитальному ремонту подверглось только 1834 км республиканских дорог – 42% предусмотренных программой. Текущий ремонт за то же время исполнен на 57%. Но тенденция угрожающая: с каждым годом дорожники получают все меньше средств. Удельный вес финансирования дорожного строительства в бюджетных расходах снизился за пять лет более чем вдвое: с 4,1% в 2008 году до 1,94% в нынешнем. Более того, в эти суммы включены и выплаты по внешним займам, то есть погашение кредитов, которые Китай и Всемирный банк выдали на реконструкцию магистралей Минск – Могилев и Минск – Гомель. Иначе говоря, немалой части якобы выделенных средств дорожники не получают. Поэтому, в частности, в 2013 году капитальный ремонт будет произведен только на 40 км дорог – это всего 8% запланированной протяженности.

Причину такого печального положения вещей участники заседания увидели в том, что с 2009 года в стране перестал существовать специальный дорожный фонд, который формировали отчисления от прибыли хозяйствующих субъектов. Одного процента отчислений хватало.

Конкретных решений в этот день члены рабочей группы не принимали, даже однозначных выводов не делали. Так, первому заместителю министра финансов Владимиру Амарину, который также выступил с докладом, было поручено подготовить расчеты и сопоставить, какими ресурсами располагала бы сейчас дорожная отрасль, если бы финансировалась по прежней схеме.

А.Кобяков подверг сомнению и состоявшуюся реорганизацию дорожной отрасли. С июля, как известно, создан холдинг “Белавтодор“, некоторые структуры были упразднены, другие переподчинены, их функции изменились. В частности, облавтодоры теперь должны заниматься только эксплуатацией дорог, поддержанием их состояния. Но, бывает, стремясь “подзаработать”, берутся за ремонт, не имея для того ни опыта, ни техники, ни профессиональных кадров. Это сказывается на качестве, которое могут обеспечить только специализированные дорожно-строительные тресты.

Главная претензия А.Кобякова к холдингу: где механизм конкуренции? Где борьба за экономию ресурсов, за качество, сроки ремонта и строительства? Где та структура, которая зарабатывает на оптимизации? Получается, что холдинг замкнул на себе все: проектирование, строительство, проведение тендеров (в которых победитель обычно заранее известен), контроль качества. Это плохо, что подтвердило мнение независимого эксперта, профессора БНТУ. В университете работает факультет транспортных коммуникаций, здесь преподают и двигают науку опытные профессионалы-дорожники. Привлеченные к контролю качества, они иногда браковали до 30% работ. Постепенно их от контроля оттеснили, а сами дорожники стали принимать дороги со стопроцентным качеством…

Требование А.Кобякова к министру было таково: или вы создаете эффективный механизм конкуренции внутри холдинга, или… придется, не исключено, дробить его на конкурирующие структуры. Повторюсь, это было только начало дискуссий. Рабочая группа лишь приступила к оценке состояния отрасли. Но даже начало позволяет надеяться, что нам не придется стыдиться белорусских дорог.

Добавить комментарий

0
Вот это цифра