Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

“Минский трофей 91″ – первый и последний слет ретромотоциклов в БССР

Просмотрено

Четверть века назад распался Советский Союз. Первым шагом стало создание, так называемого Государственного комитета по чрезвычайному положению, выступившего против президента страны Михаила Горбачева. ГКЧП незаконно на протяжении четырех дней, с 18-21 августа 1991 года, руководил страной и ввел в Москве военное положение. Законность была восстановлена, а его организаторы арестованы. Последствия данного события, получившего название “Августовский путч”, негативно сказались в мире. По роковому стечению обстоятельств, они отразились на первом Международном слете старинных мотоциклов “Минский трофей-91”, который через несколько дней после этого проходил в столице БССР.

“Минский трофей 91» - первый и последний слет ретромотоциклов в БССР
Перед стартом заезда на экономичность

ПРЕДЫСТОРИЯ

Разнообразные старинные (и не очень) мотоциклы колесили по белорусским дорогам с самого начала ХХ века. Но мы не станем погружаться во мрак царского самодержавия и лихие годы первых советских пятилеток. Начало по-настоящему массовой моторизации нашей страны началось после окончания Великой отечественной войны. Масса мотоциклов и автомобилей пришла к нам в виде трофеев. Налаживали выпуск и новые мотоциклетные заводы в СССР. В большинстве своём, тоже привезённые в Советский Союз по репарациям из поверженной Германии. Мотопарк, передвигающийся по городам и весям тогдашней БССР, поражал воображение удивительным разнообразием и пестротой. Какого только «эксклюзива» не ездило в ту пору! Зачастую мотоциклы представляли собой диковинный «компот» из совершенно разных фрагментов техники не только разных моделей, но и разных заводов и даже стран. Мотоциклистов тех лет вполне устраивал сам факт нахождения их «тарантаса» в состоянии «на ходу». О поддержании «чистоты породы» никто всерьёз и не задумвался. Ремонт сводился в большинстве случаев к покраске и хромированию деталей на «оборонных заводах» .

В начале 80-х годов прошлого столетия в белорусской столице появились первые любители ретро-мототехники, которые стали заниматься сохранением и восстановлением уникальных машин в первозданном оригинальном виде. Именно так, как и выпускали мотоциклы на заводе-изготовителе. Накапливались интереснейшие модели мотоциклов. Собирался костяк энтузиастов. В 1987 г. в рамках праздника города “Минск-87” был организован первый официальный показ старинных мотоциклов и автомобилей. После этого владельцы ретро-мототранспортных средств создали свое объединение “Минский Клуб Антикварных Мотоциклов”. В нем насчитывалось около 50 единиц раритетной мототехники различных марок, среди которых были Ariel, BSA, FN, Ardie, BMW, NSU, DKW, Zundapp и многих других. Создателями и лидерами “МКАМ” стали братья Георгий и Дмитрий Парникель. Несколько лет они руководили кружком в Республиканском доме технического творчества, где обучали школьников и молодежь непростому делу реставрации мотоциклов.

В 1989 году мотосекцию под свою опеку взял Центр самодеятельного технического творчества “Немига”. Эта научно-техническая, производственная организация, созданная при республиканском совете изобретателей и рационализаторов, занималась внедрением в народное хозяйство разработок и идей самодеятельных авторов. Она имела несколько направлений деятельности, в число которых входили привлечение молодых людей к творчеству и проведение всевозможных смотров техники, в том числе старой.

Специально для любителей мототехники организация арендовала помещение на футбольном стадионе, на ул.Семашко.

“Нам посчастливилось встретиться с братьями Парникель, которые в то время развивали движение сохранения технического наследия и истории мотоцикла. Они привлекали детей к этому интересному творчеству, которое было востребовано”, – недавно рассказал корреспонденту “АД” один из руководителей ЦСТТ “Немига” Владимир Ильич Лустин.

ПОДГОТОВКА

В 1990 году МКАМ и ЦСТТ “Немига” приняли совместное решение о проведении первого в БССР слета любителей старинных мотоциклов. Идейными вдохновителями будущего мероприятия, которое, по задумке организаторов, должно было стать международным, выступили братья Парникель. Они же придумали и название.

“Минский трофей 91» - первый и последний слет ретромотоциклов в БССР
Участники и организаторы Минского трофея 91 спустя 25 лет

“В то время в мире проводилось много различных соревнований, в названии которых присутствовало английское слово “трофи”. Мы решили его перевести на русский язык и добавить место проведения. Так появилось название ”Минский трофей-91”, – рассказал Георгий Парникель.

“Минский трофей 91» - первый и последний слет ретромотоциклов в БССР
Руководитель ЦСТТ Немига Владимир Лустин

Генеральной репетицией ретро-мотослета стала выставка, которая проходила в Минске в течение недели в помещении БЕЛНТИИ. В столицу Белоруссии приехали представители нескольких союзных республик. Сразу после успешного завершения мероприятия началась работа по подготовке более масштабного ретро-мотофорума. Его финансирование взяла на себя “Немига”, а организационную часть – Георгий и Дмитрий. Они ездили на различные ретрослеты, которые в основном проводились в Прибалтике, и приглашали коллег в белорусскую столицу. Писали письма и вели телефонные переговоры со многими мотовладельцами и реставраторами, коллекционерами и энтузиастами. В результате свое желание приехать подтвердили многие любители ретро-мототехники из Восточной Германии (бывшей ГДР), Польши и Чехословакии. Заявок на участие было много.

И работа в Минске закипела. На фабрике цветной печати отпечатали буклеты и приглашения. Их дизайн разработал вместе с коллегами в то время председатель Союза дизайнеров БССР Александр Длатовский, тоже большой любитель разной техники. Владимир Трофименко сделал главный приз – уникальную вазу, которую отлили на стеклозаводе в городе Березовке Гродненской области. На ней выполнили специальную гравировку.

К слету было все готово.

РЕТРО-МОТОСЛЕТ

Слет было намечено провести в течение трех дней: с 23 по 25 августа 1991 года. Для этого специально арендовали стадион “Трактор”, организовали охрану, привлекли сотрудников “Скорой помощи” и Госавтоинспекции для сопровождения мотокаравана и обеспечения ралли и конкурсов в различных районах города Минска старинных мотоциклов

Но тут грянули московские события. Увидев на своих экранах военную технику на улицах советской столицы, зарубежные участники испугались и решили не приезжать в Белоруссию.

“И как я их ни уговаривал, говорил, что у нас все спокойно и тихо, переубедить их, к сожалению, не смог”, – с горечью заметил Георгий Парникель.

“Минский трофей 91» - первый и последний слет ретромотоциклов в БССР
Братья Парникель у мотоцикла Velocette MAC-350

Тем не менее, “Минский трофей-91” все же, состоялся. Участников было значительно меньше, чем планировалось. К нам приехали только несколько человек из Прибалтики и России. Чтобы компенсировать возникший дефицит, организаторы привлекли к мероприятию белорусских байкеров (тогда ещё «рокеров»).

“Минский трофей 91» - первый и последний слет ретромотоциклов в БССР
Команда из Москвы

Программа ретро-мотослета оказалась весьма насыщенной. Она включала в себя выставку мототехники на стадионе “Трактор”, фигурное вождение, заезды на самую экономичную и медленную езду, и другие конкурсы и соревнования.

“Минский трофей 91» - первый и последний слет ретромотоциклов в БССР
А.Попов из Риги

Особенно минчанам и гостям города запомнились ретро-ралли “Минск-Раубичи-Минск”, протяженностью почти 50 км, с несколькими «пит-стопами». Одним из этапов стала «Гонка на холм». Здесь участники на своих мотоциклах взлетали по брусчатке от парка Горького к «Дому офицеров», причём страсти бушевали нешуточные: зачастую мотоциклы едва касались колёсами дороги, визг буксующей резины и рёв двигателей заглушал аплодисменты зрителей… Еще проводились гонки на ускорение на 400-м участке на ул.Семашко. Кусок улицы был полностью перекрыт для движения транспорта. Новенький асфальт, как нельзя лучше подходил для подобного состязания, а недетские ускорения «старичков» заставляли стыдливо краснеть новенькие Явы минских рокеров (они тоже могли принимать участие в зачёте гонки).

“Минский трофей 91» - первый и последний слет ретромотоциклов в БССР
Разгрузка мотоцикла Puch-800, привезенного из Латвии Я. Моцаровскисом

В качестве судей были привлечены специалисты Минского мотовелозавода во главе с мастером спорта СССР по мототуризму Геннадием Александровичем Пилюкевичем, человеком поистине легендарным.

“Минский трофей 91» - первый и последний слет ретромотоциклов в БССР
Мотоцикл К-1 Б Киевлянин братьев Гончар из Минска

Победителем же “Минского трофея-91” стал представитель Прибалтики Улдис Янкевич и его шикарный четырёхцилиндровый Zundapp K-800. Он и завоевал по сумме соревнований и конкурсов главный приз, который у него до сих пор хранится.

“Минский трофей 91» - первый и последний слет ретромотоциклов в БССР
В ожидании новых конкурсов

Большое количество зрителей привлек парад мототехники по Минску в сопровождении спецмашин ГАИ, проходивший утром в последний день ретро-мотослета.

“Минский трофей 91» - первый и последний слет ретромотоциклов в БССР
Мотоцикл BMW R-2 братьев Парникель

Мотофестиваль завершился. Все участники разъехались. Праздник ретро-мототехники, который должен был оказаться прибыльным мероприятием, оказался убыточным. Дальнейшие политические и экономические преобразования в нашей стране определили разные цели и задачи у «Немиги» и Клуба . Грянули «лихие девяностые» и многим стало совсем уж не до сохранения раритетов, так что больше не суждено было снова пересечься дорожкам организаторов «Минского трофея». Больше подобных ретро-мотофорумов в БССР не проводилось. А через несколько месяцев перестал существовать и Советский Союз. Так уж вышло, что «Минский трофей-91» стал «лебединой песней» советского ретродвижения – самым последним слётом бывшего СССР.

“Минский трофей 91» - первый и последний слет ретромотоциклов в БССР
Мотоцикл BMW R-75 Сахара минчанина Р.Борщева

“История слета любителей старинных мотоциклов в Белоруссии могла быть более счастливой, если бы не выступление гкчпистов”, – считает сейчас Георгий Парникель.

“Минский трофей 91» - первый и последний слет ретромотоциклов в БССР
Мотоцикл BSA WM-20 Е.Мурашова из Москвы

Прошло двадцать пять лет. Ретро-мотодвижение в нашей стране обрело второе дыхание. В нем активно участвуют ветераны первой волны – братья Георгий и Дмитрий Парникель, которые, несмотря на сложные времена, не только не распродали свою коллекцию мотоциклов, но сохранили и приумножили ее. Продолжают пополнять и сейчас.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Автор выражает благодарность Георгию и Дмитрию Парникель за предоставленные материалы.

Фото автора и братьев Парникель

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Популярное