9 августа ведущему белорусскому автопредприятию ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ” исполняется 79 лет.
Свою историю этот столичный автогигант ведет с августа 1944-го года, когда постановлением Государственного Комитета Обороны СССР было принято решение о создании завода в “Красном урочище” по сборке автотехники, поступавшей для нужд Красной Армии по программе ленд-лиза в Минск во время Великой Отечественной войны. После завершения боевых действий на его месте началось строительство хорошо известного сейчас за пределами Республики Беларусь автозавода, выпускающего транспортные средства марки “МАЗ”.
За время производственной деятельности этого белорусского автопредприятия были построены три главных сборочных конвейера, предназначенные для выпуска моделей различных семейств.
Первый главный конвейер
Первый главный конвейер начал свою деятельность в 1949 году. Он предназначался для изготовления автомобилей первого семейства МАЗ-200. Изначально оно называлось ЯАЗ -200, поскольку конструкцию этих грузовиков разработали на Ярославском автозаводе. Однако со временем выпуск автотехники с небольшими конструктивными изменениями поручили минчанам.
Первая пятерка капотных самосвалов МАЗ-205, собранная методом узловой сборки, впервые была представлена публике на праздничной демонстрации 7 ноября 1947-го.
Автотехника Минского автозавода была основной в послевоенное время при восстановлении народного хозяйства, строительстве мощных гидроэлектростанций, каналов, железнодорожных и автомобильных магистралей.
Второй главный сборочный конвейер
Второй главный сборочный конвейер заработал в 1965-м. 16 марта с него сошел первый представитель второго поколения заводского модельного ряда – семейства МАЗ-500. Кстати, 31 декабря за 15 минут до наступления нового 1966 года сборочную линию покинул последний автомобиль уже устаревшей модели МАЗ-205, занявший потом пьедестал перед центральной проходной как памятник первым белорусским автомобилестроителям.
Конструкцию МАЗ-500 уже полностью разработали специалисты Минского автозавода. Эти грузовики отличались от предшественников впервые использованной в практике отечественного автомобилестроения опрокидывающейся бескапотной кабиной, расположенной над двигателем. Что явилось более прогрессивным решением, так как это обеспечивало повышение грузоподъемности, маневренности, улучшение обзорности, значительное увеличение производительности.
В дальнейшем МАЗ-500 послужил базой для седельных тягачей, самосвалов, лесовозов и другой автомобильной техники.
Третий (cовременный) главный сборочный конвейер
Современный, третий по счету, сборочный конвейер вступил в эксплуатацию в 1991 году. В августе с него сошел первый представитель семейства МАЗ-6422.
Протяженность ветки составляет 312,2 м. Линия может работать в двухскоростном режиме: 1,5-2 или 2-3 метра в минуту. Во втором варианте проектная производительность 76 автомобилей в смену, т.е. на одну машину с начала сборки рамы затрачивается около 1,5 часа.
Число рабочих позиций – 33. Они расположены на пяти производственных участках, предназначенных для сборки автомобильной техники различного назначения. Из разных цехов и подразделений подаются сюда комплектующие и узлы.
P.S. После завершения всего производственного цикла изготовления автотехники производится ее заправка дизтопливом, запуск двигателя, проверка работоспособности тормозов. Автомобиль, готовый к эксплуатации, сходит с главного конвейера и отправляется в цех сдачи и испытания.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора, из музея трудовой славы ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ” и газеты “Автозаводец”.
Автор выражает благодарность за оказанную помощь сотрудникам музея трудовой славы ОАО “МАЗ” – управляющая компания холдинга “БЕЛАВТОМАЗ” и сотрудникам газеты “Автозаводец”.