В данном обозрении речь пойдет о компактвэнах, представляющих практически идеальный вариант покупки в качестве семейного транспортного средства. Постараемся выяснить, все ли в порядке у них с надежностью.
КУЗОВ И САЛОН
Mitsubishi Space Star
Mitsubishi Space Star ориентирована на рынок Европы. Чтобы снизить расходы на производство, ее выпуск был налажен поближе к рынку сбыта – компактвэн собирался в Нидерландах на заводе NedCar, где также сходили c конвейера Mitsubishi Carisma и Volvo S40. К тому же в Space Star применялось немало комплектующих европейских производителей. В отличие от многих конкурентов, созданных на платформе моделей С-класса с увеличенной колесной базой, компактвэн Space Star, наоборот, сконструировали на укороченной базе Mitsubishi Carisma
По поводу коррозионной стойкости подержанных машин можно не беспокоиться – металлические панели кузова частично оцинкованы, и ржавчина не появляется даже на задних колесных арках, где краска сбивается песком или камнями. А вот подгонка кузовных панелей и сварочные швы на стыках силовых элементов не всегда идеальны, что при проведении диагностики нередко становится причиной ошибочных выводов относительно участия машины в ДТП.
Несмотря на то, что автомобиль создан на укороченной базе родственной модели, запас внутреннего пространства этого компактвэна очень велик. За счет оригинальной конструкции механизма трансформации задних сидений достигнут оптимальный компромисс между удобством пассажиров галерки и вместительностью багажника. Задние сиденья сдвигаются назад/вперед на 3 четко фиксированных положения. Цельная подушка двигается вся, а вот спинки можно опустить по отдельности. Потолок в Space Star очень высокий, благодаря чему даже рослые люди не ощущают дискомфорта.
К эргономике места водителя претензий практически нет, если не считать «автобусного» (заметно горизонтального) положения рулевого колеса. Пластиковые панели не скрипят и приятны на ощупь. Набор регулировок водительского кресла достаточен, чтобы за рулем удобно разместился даже высокорослый человек. Правда, шумоизоляция автомобиля оставляет желать лучшего, что особенно явно ощущают задние пассажиры в дальних поездках.
Данную модель отличает богатая комплектация автомобилей. Даже в базовой версии предусмотрены: гидроусилитель руля, центральный замок, ABS, передние электростеклоподъемники и подушки безопасности, кондиционер, штатная аудиосистема.
Теперь несколько слов о надежности электрооборудования. И здесь несколько статистических неисправностей, с которыми приходится сталкиваться владельцам. Иногда создают проблемы стеклоподъемники, позаимствованные у Renault 19, – на дорестайлинговых версиях при определенном положении открытого стекла они издают скрип. И на всех без исключения версиях могут выйти из строя кнопки управления стеклоподъемниками. Кроме того, при замене штатной магнитолы на другую нередко возникают серьезные проблемы. Дело в том, что магнитола завязана с бортовым компьютером, и при ее демонтаже теряются все маршрутные показатели, а на дисплее остается только информация о времени суток. Как вариант выхода из ситуации специалисты советуют не трогать фирменную магнитолу, а новую устанавливать рядом, в закрывающейся нише на центральной консоли. Помимо названных неисправностей могут возникать и другие, и происходить они могут по причине естественного износа деталей.
Citroen Xsara Picasso
Citroёn представил свою Xsara Picasso в 1998 году. Покупателям небольшой вэн очень понравился. Кстати, создателям внешность Xsara Picasso показалась настолько удачной, что за 8 лет выпуска она ни разу не подвергалась «косметическим» операциям. Машина построена на базе модели С-класса Citroёn Xsara, от которой ей достались многие узлы и детали. Но несколько решений, свойственных мини-вэнам, у Picasso появилось. Так, колесная база Picasso на 220 мм больше, чем у Xsara, что положительным образом сказалось на просторе в салоне и вместительности багажного отделения.
Кузов Xsara Picasso великолепно защищен от коррозии. Производители давали 12-летнюю гарантию на кузов от сквозной коррозии. Поэтому даже на экземплярах первых лет выпуска ржавчины быть не должно. Но лакокрасочное покрытие на порогах и колесных арках нередко страдает от песка и гравия. Иногда после нескольких лет эксплуатации отмечается провисание передних дверей (устраняется обычной регулировкой).
Внутреннее пространство салона решено таким образом, чтобы дорога была максимально комфортной. Салон примечателен тем, что имеет много вариантов трансформации и большое количество емкостей для мелочей. Кресло водителя регулируется по высоте и имеет поясничную подкачку и подлокотник. Рычаг КПП вынесли на центральную консоль, благодаря чему можно перейти с передних сидений на задние, не покидая салона. Привычная приборная панель уступила место в салоне Picasso новой электронной, которая расположена в центре передней консоли. Текущая скорость отображается цифрами, а уровень топлива и температура охлаждающей жидкости в виде диаграмм. Для комфортной посадки на задних сиденьях предусмотрена регулировка угла наклона спинок. Из-за отсутствия центрального тоннеля пол получился ровным, что также повышает удобство экипажа.
Большинство Xsara Picasso, представленные на отечественном рынке, хорошо укомплектованы. В них есть центральный замок, электростеклоподъемники и электропривод зеркал, передние подушки безопасности (не редкость и боковые), рулевая колонка с регулировкой высоты, гидроусилитель руля, кондиционер или климат-контроль, ABS.
По части надежности электрооборудования Xsara Picasso выглядит очень неплохо. Есть, правда, некоторые особенности эксплуатации, соблюдение которых позволит избежать нештатных ситуаций. На машинах, выпущенных до 2003 года, проблемы может доставлять блок подрулевых переключателей. Как правило, дает сбои переключатель поворотов. Блок не ремонтируется, и его приходится менять.
После пробега в 150 тысяч км нередко выходит из строя подшипник компрессора кондиционера. С 2000 года электрика компактвэна подверглась модернизации – электропроводку оснастили современной мультиплексной шиной, применен центральный блок коммутации (ЦБК), управляющий вспомогательной электроникой автомобиля. ЦБК не приемлет вмешательства неквалифицированных электриков, поскольку это может привести к выходу блока из строя. Во избежание появления «тотальных глюков» электрооборудования нужно избегать попадания воды в разъемы и электронные блоки.
Opel Zafira
На европейском рынке этот автомобиль был очень популярен. В начале 2000-х он занимал лидерство по продажам в своем классе. А основным козырем Opel Zafira в борьбе с конкурентами был вместительный салон, рассчитанный на перевозку семи человек. Opel Zafira построен на платформе переднеприводного хэтчбека Astra. В результате получился удобный и многофункциональный автомобиль, компактный, но высокий и с просторным салоном.
Кузов Opel Zafira неплохо защищен от ржавчины. Производитель давал 12-летнюю гарантию от сквозной коррозии. Сколы краски будут заметны на капоте, бампере и порогах только после трех-четырех лет эксплуатации. А добраться ржавчине до металла мешает надежное гальваническое покрытие.
Под компактной внешностью скрывается просторный салон, подходящий для любых близких или дальних поездок. Салон отличается вместительностью, за счёт сочетания низкого пола и высокого потолка. Водителю Zafira обеспечен высокий уровень комфорта. За рулем человек любого роста чувствует себя непринужденно и свободно, благодаря высокому креслу и регулируемой в двух плоскостях баранке (опция). Zafira выпускалась в пяти- и семиместном вариантах. В семиместной версии FLEX 7 машина поражает возможностями перевоплощений. Цифра 7 означает, что машина вмещает семь человек на трех рядах сидений. Причем средний диван имеет очень приличный диапазон перемещения в продольном направлении. При сдвиге его вперед открывался доступ к третьему ряду, на котором пассажиры чувствуют себя очень комфортабельно и могут сидеть с вытянутыми ногами. Правда, при этом багажник уменьшается до размеров портфеля. Чтобы увеличить его, задние сиденья можно сложить: образуется совершенно ровный пол.
Уровень оснащения может сильно отличаться в зависимости от модификации. На нашем рынке есть большая вероятность найти практически «пустой» (по меркам своего времени) экземпляр. В зависимости от серии, Zafira может быть оснащена кондиционером, аудиосистемой, бортовым компьютером, детскими сиденьями, люком и климат-контролем. Для обеспечения безопасности специалистами Opel, были предусмотрены такие системы как шасси DSA, антиблокировочная система, электрогидроусилитель рулевого управления и многое другое.
Электрооборудование автомобиля особых проблем не доставляет. Проникающая в разъемы и контакты проводки соль и грязь иногда вносит в работу системы сбои, которые устраняются элементарной зачисткой. А случаев повторяющихся серьезных отказов электросети не наблюдалось.
Перед покупкой Zafira следует обратить особое внимание на исправность кондиционера, трубки которого «грешат» не слишком большим сроком службы. А замена трубок является довольно затратной процедурой. Не отличается сверхнадежностью и дисплей бортового компьютера (на ранних экземплярах).
ДВИГАТЕЛИ И ТРАНСМИССИЯ
Mitsubishi Space Star
Среди дорестайлинговых Space Star более распространены компактвэны с 1,3-литровым агрегатом, а после модернизации – с 1,6-литровым. Версии с 1,8-литровыми двигателями (с непосредственным впрыском топлива GDI и с обычным распределенным впрыском топлива MPI) встречаются реже. Иногда встречаются и турбодизельные Space Star, оснащенные 1,9-литровым мотором Renault с непосредственным впрыском топлива Common Rail (применялся также на Megane Scenic).
Для эффективной работы 1,3-литровый бензиновый мотор приходится постоянно раскручивать до верхних границ шкалы тахометра, что отрицательно сказывается на его ресурсе. В результате большинство экземпляров с 1,3-литровыми моторами на вторичном рынке предлагают либо в «убитом» состоянии, либо после капитального ремонта. При частом движении на высоких скоростях в них были отмечены поломки поршневых колец. Кроме того, случались пробои свечных наконечников, что проявлялось в виде перебоев в работе в диапазоне 1800–2200 об/мин. Долговечностью не отличается и трамблер, выполненный вместе с катушкой зажигания (в остальных бензиновых агрегатах установлены индивидуальные катушки).
Вместо провального «дебютанта» на рынок вывели более мощную версию с двигателем 1,6 л (98 л.с.). С ней Space Star имеет характер полноценного автомобиля — тяги хватает на любых оборотах, что соответственно благотворно сказывается на ресурсе двигателя. Электронный блок управления 1,6-литрового агрегата очень чувствителен к качеству топлива. При использовании некачественного бензина с металлосодержащими присадками на свече образуется нагар, что ухудшает ее работоспособность. Тогда блок старается отключать неисправную свечу. Все это сказывается на работе двигателя – при нагрузках машина дергается.
Самые динамичные версии компактвэна оснащались одним из двух 1,8-литровых бензиновых моторов. К нашему топливу лучше приспособлен мотор с традиционной системой впрыска, но и считающийся более капризным GDI серьезных проблем владельцу не доставляет, хотя он и очень требователен к чистоте топлива: механические включения выводят из строя топливный насос высокого давления, развивающий до 50 атм. Кроме того, на машинах первых лет выпуска иногда отказывал блок управления двигателем, и проблему решали заменой микросхемы. Гидрокомпенсаторы на этих моторах могут застучать уже к 80 тысячам км.
Все двигатели имеют ременный привод ГРМ, сам ремень надо обновлять каждые 90 тысяч км, а ролики можно менять через раз (180 тысяч км). Все бензиновые моторы (за исключением GDI) неприхотливы к топливу. Система впрыска не требует промывки порой до 100 тысяч км, ресурс свечей на двигателях GDI составляет 40–50 тысяч км, а на обычных их приходится менять каждые 20–30 тысяч км.
Дизельные моторы, как уже отмечалось выше, позаимствованы у Renault, со всеми их плюсами и минусами. К плюсам можно отнести достаточно большой ресурс (при грамотном и своевременном обслуживании). А к минусам можно отнести трудности с тем самым обслуживанием, так как специалисты по ремонту Mitsubishi обычно очень неохотно берутся за работы по ремонту французских дизельных моторов. К недостаткам можно отнести и склонность к утечке масла из-под сальников коленвала, клапанной крышки и пр. Кроме того, система питания с применением непосредственного впрыска оказывается достаточно привередливой к качеству топлива. Поэтому для подстраховки, перед покупкой автомобиля нужно обязательно продиагностировать мотор и все его системы.
Автомобиль комплектовался двумя типами трансмиссий: пятиступенчатой механикой и четырехдиапазонным автоматом. При аккуратной эксплуатации и своевременном обслуживании АКПП очень надежна и проблем не возникает. В автомате рекомендуется менять масло через 60 тысяч км, в механике — через 150 тысяч км. Механическая коробка передач была позаимствована у Renault, поэтому ей присущи недостатки, характерные для этих «французов». Так, в «механике» нередко подтекает масло из-под сальника вала кулисы переключения передач. Замена сальника очень трудоемкий процесс, так как при этом нужно снимать КПП. Но самая серьезная проблема – поломка стопорного кольца шестерни V-передачи. Сцепление зачастую переживает рубеж в 150 тысяч км.
Citroen Xsara Picasso
Компактвэн оснащался теми же моторами, что и Xsara. Под капотом этой модели устанавливалась по-европейски широкая гамма бензиновых (1,6, 1,8 и 2,0 л) и дизельных (1,6 и 2,0 л) моторов. При этом моторы одного и того же объема могут иметь разную мощность в зависимости от конструкции системы газораспределения, наличия наддува и т.п. Но в итоге диапазон мощности все же оказался не сильно большим: от 90 до 136 л.с.
Дизельные версии с системой непосредственного впрыска топлива Common Rail производства PSA, работающие на солярке, считаются очень надежными и, как свидетельствует зарубежный опыт эксплуатации, могут «выходить» около 500 тысяч км. Из наиболее распространенных типичных неполадок дизельных моторов можно выделить возрастную склонность к утечке масла из-под клапанной крышки, а иногда даже из-под прокладки головки блока цилиндров.
Бензиновые моторы также достаточно надежны и долговечны. Согласно заводским рекомендациям замену масла в двигателе проводят каждые 20 тысяч км. Вместе с тем, учитывая качество нашего топлива, настоятельно рекомендуется сократить этот интервал до 10 тысяч км.
Бензиновые агрегаты очень восприимчивы к качеству горючего: работа двигателя становится неустойчивой, преждевременно выходит из строя катализатор, а затем и лямбда-зонд. Более того, с 2003 года во всех автомобилях отсутствует сменный фильтр тонкой очистки топлива.
Двигатели Xsara Picasso не рекомендуется мыть, так как при этом легко залить водой катушку зажигания и вывести ее из строя.
ГРМ всех 8-клапанных двигателей (1,6 л) со временем требует регулировки тепловых зазоров клапанов. А вот в «16-клапанниках» применены гидрокомпенсаторы. Рекомендуется лишь контролировать зазоры каждые 70–80 тысяч км при замене ремня ГРМ и роликов. При проведении этой процедуры нужно обязательно проверить состояние водяной «помпы», хотя этот узел выдерживает 2–3 срока службы ремня ГРМ.
Большинство Xsara Picasso оснащалось 5-ступенчатыми механическими КПП. 4-ступенчатый «автомат» встречается реже. «Механика» достаточно надежна и в процессе эксплуатации серьезных проблем не доставляет. Разве что при больших пробегах (свыше 100 тыс. км) могут потерять герметичность сальник кулисы переключения передач и сальники полуосей. Смазка в этом агрегате рассчитана на весь срок эксплуатации автомобиля. А вот в «автомате» были отмечены выходы из строя перепускных клапанов блока управления АКП. Смазку необходимо менять каждые 40–50 тысяч км.
Opel Zafira
На этот немецкий автомобиль устанавливали широкую гамму бензиновых и дизельных силовых агрегатов. При этом диапазон мощности двигателей достаточно широк: от 82 до 200 л.с. Последняя цифра соответствует «заряженным» версиям.
Наиболее распространенные двигатели – 1,6 л (101 л. с.), 1,8 л (116 и 125 л. с.) и 2,2 л (147 л. с.), а также турбодизели 2 л (82 и 101 л. с.) и 2,2 л (125 л. с.).
На Opel Zafira использовались современные 16-клапанные бензиновые и дизельные четырехцилиндровые двигатели. Бензиновые моторы экономичны и надежны. Все они, кроме 2,2-литрового, имеющего в механизме ГРМ цепь, снабжены ремнем ГРМ, который требует замены строго через 60 тысяч км пробега вместе с натяжными роликами. Водяная помпа, приводимая тем же ремнем, выдерживает две замены ремня — 120 тысяч км пробега — или немного больше. Целесообразно менять его одновременно с ремнем ГРМ, чтобы дважды не платить за одну и ту же работу.
Свечи зажигания даже при низком качестве топлива служат 15–20 тысяч км. Частые заправки некачественным топливом приводят к заклиниванию клапанов в направляющих. Это, как правило, грозит заменой клапанов, в крайнем случае — ремонтом головки блока цилиндров.
У 1,6-литрового мотора есть определенные проблемы с надежностью, вызванные повышенным износом из-за дефицита мощности. Первым признаком «скорой кончины» становится повышенный расход масла. Более рационально выглядит приобретение 1,8-литровой версии Opel Zafira.
На самых старых Zafira высыхает и начинает подтекать прокладка клапанной крышки, заливая маслом свечные колодцы, а затем и свечи зажигания. В результате двигатель (чаще 1,6-литровый) начинает «троить» и дергаться, особенно «на холодную». Проблема устраняется заменой прокладки.
Дизельные модификации нередко становились объектом критики со стороны владельцев Opel Zafira. В условиях повышенной загрузки автомобиля моторам приходится несладко, и они вынуждены работать на пределе своих возможностей, что негативно отражается на ресурсе. Кроме того, на ранних экземплярах довольно часто встречается проблема с заводкой в жаркую погоду из-за износа прокладок топливной системы. На некоторых экземплярах отмечались случаи повышенного расхода масла в первые 25 тысяч км пробега. Причем, что интересно, после преодоления этого рубежа двигатель самоизлечивался.
Мы уже неоднократно писали о склонности бензиновых моторов Opel к преждевременному обрыву ремня привода ГРМ. Поэтому менять ремень нужно с поправкой на гипотетически невысокое качество запчастей на нашем рынке. Специалисты рекомендуют производить замену ремня ГРМ через каждые 60 тысяч км.
Коробки передач — механика и автомат — в целом беспроблемны. Правда, на девяти-десятилетних автомобилях кулиса рычага МКПП бывает уже разболтана. В этом случае недорогой ремкомплект возвращает коробке былую четкость переключений и надежность фиксации. А при покупке модификации с автоматом нелишне провести полную диагностику АКПП. «Автомат», в принципе, очень надежен, но он категорически не переносит «рваной» манеры езды с пробуксовками.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ПОДВЕСКА И ТОРМОЗА
Mitsubishi Space Star
Спереди установлены стойки макферсон на поперечных рычагах, сзади — многорычажная подвеска, обеспечивающая подруливающий эффект. На обеих осях есть стабилизаторы поперечной устойчивости.
Даже на наших дорогах подвеска зарекомендовала себя надежной – до серьезного ремонта может «выходить» не менее 100 тысяч км. Такой срок службы имеют «резинки» передних и задних рычагов и шаровые опоры. Передние амортизаторы при аккуратной эксплуатации могут прослужить около 100 тысяч км, а задние – до 60 тысяч км. Меньше служат только стойки обоих стабилизаторов – 40–60 тысяч км. Фирменные передние рычаги поступают в сборке с сайлент-блоками и шаровыми опорами, но можно найти эти детали по отдельности «в неоригинале».
В задней подвеске несколько поперечных рычагов также идут вместе с сайлент-блоками, а вот остальные заменяются отдельно.
Рулевая рейка при вращении «баранки» может нервировать неприятным скрипом, исходящим от сальника рулевого вала. Это устраняется либо смазкой проблемного места, либо заменой сальника.
Рулевые тяги на наших дорогах «ходят» около 60–80 тысяч км.
К надежности и эффективности тормозной системы претензий обычно нет.
Citroen Xsara Picasso
Эта модель оснащена традиционной пружинной подвеской (по аналогии с «обычной» Xsara). Передняя подвеска типа McPherson позаимствована у Xsara, а задняя торсионная – такая же, как у Peugeot 405.
Через 30–40 тысяч км при езде по нашим дорогам приходится менять стойки стабилизатора поперечной устойчивости, а вот сайлент-блоки рычагов и шаровые опоры могут выходить 50–60 тысяч км. В машинах, выпущенных после 2000 года, «шаровые» поставляются вместе с кованым рычагом и усиленным задним сайлент-блоком, который служит дольше – до 80–100 тысяч км.
Задняя подвеска нуждается в обслуживании каждые 80 тысяч км – в это время желательно сменить игольчатые подшипники торсионов. Если этого вовремя не сделать, можно вывести из строя всю балку. Подушки торсионной балки служат около 120 тысяч км.
Рулевое управление реечного типа на всех версиях оснащено гидроусилителем. Со временем в нем может потерять герметичность датчик давления масла. Наконечники рулевых тяг служат до 50–60 тысяч км.
С тормозами в процессе эксплуатации, как правило, проблем не возникает.
Opel Zafira
Подвеску (спереди стойки McPherson и полузависимая балка сзади) Opel Zafira унаследовал от Astra практически без изменений. Ее лишь адаптировали под более тяжелый компактвэн, усилив некоторые элементы. Примерно 40–60 тысяч км служат стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости. Шаровые опоры служат почти до 100 тысяч км. Рулевые наконечники имеют аналогичный с шаровыми срок службы.
Рулевая рейка с электромотором, заменяющим насос ГУР и обычной для подобных систем гидравликой. Как ни странно, электрическая часть работает нормально, а вот сама рейка, точнее, ее уплотнения, подтекает.
В большинстве версий все тормоза на Opel Zafira – дисковые. Однако на базовых версиях на задней оси можно встретить и барабаны. К надежности тормозов нареканий нет.
СТОИМОСТЬ НА РЫНКЕ
На белорусском рынке подержанных автомобилей цены на Mitsubishi Space Star 2002-2004 г. в. колеблются примерно от 5 000 до 7 700 у.е., Citroen Xsara Picasso стоит от 5 100 до 9 500 у.е.
а за Opel Zafira того же возраста просят 6 600 – 11 500 у.е. в зависимости от модификации и состояния каждого конкретного экземпляра.