Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Могилевские автоподъемники

Просмотрено

Могилев – один из крупнейших промышленных центров нашей страны. Успешно работают здесь предприятия отечественного автопрома.

К их числу относится и «Завод «Могилевтрансмаш», ныне являющийся филиалом Минского автозавода. Его автокраны и прицепная техника пользуются устойчивым спросом не только в Республике Беларусь, но и на рынках стран Дальнего и Ближнего Зарубежья. Но могилевчане не стоят на месте, а постоянно ищут новые сферы деятельности. Одним из таких перспективных направлений стало создание автоподъемников.

ИСТОРИЯ ИЗ ПРОШЛОГО

История создания автоподъемников на «Могилевтрансмаше» началась на стыке прошлого и нынешнего веков. В 1996 году могилевчане предприняли первую попытку создания автоподъемника коленчато-телескопического гидравлического (пожарного). «Пионером» в новом деле стала модель ПКТ-52 с высотой подъема в 52 м и грузоподъемностью в 500 кг. Подъёмников с подобными характеристиками в то время на территории СНГ не производилось (их нет и сегодня). Предназначена машина для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и средств пожаротушения; для установки рекламных щитов, для проведения восстановительных работ на памятниках и для других целей, а основной особенностью её конструкции являлось коленчато-телескопическое оборудование, позволявшее работать над цокольными этажами высотных зданий и сооружений. В качестве базового шасси использовался 4-осник МЗКТ-69233. Ранее такие машины применялись для кранов грузоподъемностью в 50 т. Испытания опытного образца проходили в 2 этапа, один из которых проходил в Москве, а специалисты российских предприятий по производству подъёмников не выпускали Могилёвский проект из поля зрения с самого начала. Машину приобрело Главное управление пожарной службы города Москвы, где он сейчас и эксплуатируется.

АГП-20
АГП-20

На первый, взгляд неспециалисту может показаться, что создание автоподъемника гораздо менее хлопотное дело, чем автокрана. Это заблуждение. Работа автомобильных подъемников связана с подъемом людей, в то время как работа кранов связана с грузами. И здесь во главу угла поставлена безопасность человеческой жизни. Поэтому к ним предъявляются повышенные требования безопасности. И если приемо-сдаточные испытания кранов длятся восемь часов, то автоподъемников гораздо дольше – «…пока мы не убедимся в работоспособности всех узлов», – рассказал заместитель главного конструктора по автомобильным кранам и подъемникам Ю. М. Рыжанков.

Результатом осмысления первого проекта явилось решение о проектировании и освоении производства более необходимых в повседневной работе строительным и коммунальным предприятиям 20-метровых автоподъемников. Такая автотехника оказалась более востребована потребителями. Однако опыт предыдущего проекта использовали и в новом. Стреловое оборудование «двадцатки» тоже позволяет, в отличие от многих конкурентов, работать над развитыми цокольными этажами, а по маневренности трёхколенного оборудования конкурентов у могилёвской разработки и того меньше. Подъёмник разрабатывали в модульном исполнении, позволяющем разместить его на 3-х базовых шасси: «Бычок» ЗИЛ-5301ЕО российского производства, ГАЗ-3307, и МАЗ-4370. Машина, получившая индекс АГП-20, имеет вылет до 7,5 м. Она демонстрировалась на нескольких выставках. Шасси ГАЗ-3307 имеет хорошую проходимость по дорогам без твёрдых покрытий, однако наиболее удачной, сбалансированной моделью оказался образец на шасси МАЗ-4370. Уже первые его испытания убедили могилевчан в необходимости именно на этом направлении проекта сосредоточить главные конструкторские силы.

Практика подтвердила обоснованность принятых решений – сегодня именно модель подъёмника АГП-20-2 на шасси МАЗ-4370 с двигателем «Deutz» экологического класса «Евро-3» производится серийно и является объектом заказов.

И В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

Новая история автоподъемников началась в 2005 году, когда некогда самостоятельное предприятие вошло в состав Минского автомобильного завода на правах отдельного структурного подразделения. К этому «Могилёвтрансмаш», получивший в составе РУП «МАЗ» статус Филиала, завершал проектные работы по «двадцатке» именно на шасси МАЗ, что пришлось очень кстати. МАЗ готов был предоставить свои шасси, доработанные в соответствии с требованиями к подъёмникам. Настал благоприятный момент, когда  для создания современной автотехники практически все уже имелось: и накопленный опыт по созданию подобных автотранспортных средств в Могилеве, и современные надежные автомобили из Минска.

В такой ситуации руководители иных предприятий начинают торопить разработчиков – быстрее изделие на рынок. Однако на Филиале с должным уровнем понимания отнеслись к вопросам безопасности и надёжности нового изделия. Первый образец АГП-20-2 (и третий в серии опытных машин) поступил сначала на заводские полигонные испытания, в ходе которых наработал более 200 циклов с максимальным грузом в люльке, а после проведения приёмочных испытаний практически на год ушёл в подконтрольную опытную эксплуатацию на РУП «МАЗ», в ремонтно-монтажном управлении которого к этому времени наработал в такой же эксплуатации более 900 мото-часов изготовленный ранее образец АГП-20-1 на шасси ГАЗ. Это позволило выявить и устранить некоторые «детские болезни» в конструкции, уточнить состав руководства по эксплуатации подъёмника, сделать его удобнее в эксплуатации и обслуживании. И только после этого во 2 кв. 2008 года Филиал активно приступил к серийному производству данной машины.

После проведения по собственной инициативе маркетинговых исследований и анализа рынка в качестве базового автошасси для будущего коленчатого подъемника могилевчане выбрали 2-осный среднетоннажник МАЗ-437030 именно с двигателем Deutz BF 4M1013 FC Code 125/1 стандарта Евро-3. Данная модель подъёмника предназначена для обслуживания технических сооружений и радиорелейных линий, для проведения строительно-монтажных, ремонтно-декоративных и других работ на зданиях и сооружениях. Машина оснащена всем необходимым рабочим и аварийно-спасательным оборудованием. Модель оказалась очень удачной. «Мы для себя сделали вывод: нельзя перегружать машину. Чем выше собственная масса, тем выше ее устойчивость в рабочем положении, однако перегруженная машина немедленно создаёт проблемы с проходимостью. Во всём нужен разумный баланс, именно в его соблюдении успех проекта», – отметил Юрий Михайлович. Заказы от потребителей – лучшее тому подтверждение.

А разработчики филиала уже работают на перспективу.

БУДУЩИЕ МОДЕЛИ

Сейчас на очереди испытания нового изделия – недавно изготовленного опытного образца 17-метрового автоподъемники АТП-17 на том же шасси МАЗ-437030 с полностью телескопическим стреловым оборудованием  грузоподъемностью в 300 кг. Машина может использоваться для ремонтно-восстановительных работ, хотя и в общестроительных работах также очень полезна. Но главное её применение – в первую очередь, для обслуживания низковольтных линий электропередач и освещения. Этому способствуют компоновка стрелового оборудовани и выносных опор, простота конструкции телескопической стрелы (всего 2 секции), малое время на подготовку к работе.

АГП-30-4
АГП-30-4

Впрочем, не забывают в городе на Днепре и о больших высотах. В ближайшее время на испытания должен выйти опытный экземпляр автомобильного 30-метрового подъемника АГП-30-3 с грузоподъемностью люльки в 350 кг и максимальным вылетом в 19 м, установленный на автошасси МАЗ-5337А3 колесной формулы 4х2 с ярославским двигателем. Кроме того, в настоящее время на Минском автомобильном заводе появился новый среднетоннажник МАЗ-4380, по техническим характеристикам превосходящий своего предшественника МАЗ-4370. В перспективе планируется на его базе разработать модель подъёмника класса «сити» для условий крупных мегаполисов с высотой подъёма более 25 м.

Однако, как заметили в беседе со мной на Филиале РУП «МАЗ». «Завод «Могилевтрансмаш»:… это только планы. Все зависит от потребителей, их желания и возможностей. Потребуют – мы сделаем».  

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Фото автора
Автор выражает признательность заместителю главного конструктора по автомобильным кранам и подъемникам Ю. М. Рыжанкову за оказанную помощь.

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Один ответ

  1. ПКТ-52 (МЗКТ-69233) никогда не эксплуатировался в Москве! Сразу по прибытии в часть он сломался, и всё свою “службу” прсточял мёртвым грузом во дворе части, зимой превращаясь в огромный сугроб. Списан на слом в конце 2000-х.

Добавить комментарий

Популярное