В торгово-развлекательном центре “Арена-Сити” проходит выставка “Мотоцикл Минск: История большой удачи”.
Организаторами мероприятия стали хорошо известные в современном отечественном ретро авто и мотодвижении Олег и Виталий Гапановичи. Второй год подряд на территории данного столичного ТРЦ они проводят свое выставочное мероприятие с показом ретро мототехники. Первое посвящалась рокерским моделям, а нынешнее – продукции Минского мотоциклетно-велосипедного завода.
“Еще во время прошлогоднего показа, увидев какой интерес он вызвал у минчан и гостей столицы, у нас с братом появилась идея продолжить серию таких ежегодных выставок с участием раритетной мотоциклетной техники”, – рассказал Виталий Гапанович.
Соорганизатором нынешней акции выступил мотосалон “МотоАрена”. На ее подготовку ушло чуть больше месяца.
“Здорово, что есть люди, которые не только продают мотоциклы, но и видят в них большую культурную составляющую”, – отметил Виталий Альбинович.
Экспонаты выставки
В нынешней экспозиции представлены более тридцати моделей, прибывшие из разных регионов Республики Беларусь. Некоторые из них предоставлены организаторами, часть – музеем ММВЗ, отдельные – частными владельцами. Основу выставки составили ретро модели. Старейшим участником выставки стал немецкий мотоцикл DKW RT 125, выпущенный в 1941 году.
“Кто-то называет этого “немца” дедушкой или прадедушкой, а мы прародителем минских мотоциклов. После завершения Великой Отечественной войны его лекала послужили основой для создания первых моделей марки “Минск”, – уточнил Виталий Гапанович.
Данный экземпляр предоставил создатель брестского музея “ВоенТех” Алексей Тикунов. Это двухколесное транспортное средство с объемом двигателя 125 “кубиков”, которое досталось Алексею, имело только раму, бензобак и двигатель. И владельцу пришлось самому собирать его из оригинальных запчастей и красить. Чтобы люди увидели сохранившиеся родные краску, деколи и логотипы на бензобаке, его не красили.
Что касается недостающих деталей и агрегатов, то они были приобретены, в основном, в Российской Федерации.
Вместе с германским мотоциклом демонстрируется его итальянский собрат DKW – DKW-Сavani RT 125 Turismo. Такую мототехнику изготавливало предприятие Бруно Кавани с 1949 по 1957 годы. В начале 20-х Бруно был дилером продукции Dampf Kraft Wagen в Италии, а в послевоенныое время стал производителем, модернизировав изделия этого предприятия.
Выставочный экспонат DKW – DKW-Сavani RT 125 Turismo привезли в Минск два года назад, а принадлежит он Олегу Пилюкевичу.
Музей ООО “МотоВелоЗавод” экспонирует ряд своих раритетов, среди которых особый интерес вызывает “Минск” М-106 “Поларис” 1964 г.в. В серию он не пошел, а остался единственным опытным образцам. Но передовые решения, использованных в его конструкции, стали реализовывать в последующих моделях.
Особую историческую ценность представляет 47-летний 112-килограммовый ММВЗ 3.115. Во-первых, он был первенцем среди “железных” братьев. Во-вторых, за лучшие достижения в сельском хозяйстве он был вручен председателю одного из передовых колхозов, расположенных в Минской области, Иосифу Усовичу Первым секретарем ЦК Компартии Белоруссии Петром Машеровым. И в третьих, на мотоцикле установлена экспериментальная резина с прямоугольным протектором. Но она оказалась неудачной и через некоторое время ее заменили на другую, более безопасную треугольного вида.
Сейчас экземпляр принадлежит братьям Гапановичам.
Многих посетителей заинтересовала сельская модификация мотоцикла ММВЗ 3.112. Им стал выпускник 90-х ММВЗ 3112.11. В отличие от предшественника переднее крыло у него расположено выше, чтобы мототехника не буксовала в грязи, приподнят глушитель выхлопной трубы, изменена панель приборов и пр.
Отряд “спортсменов” представляет модель “Минск” ММВЗ-3.227, выпущенная в 1987 году. Она развивает скорость до 160 км/ч и создана была для внутрисоюзных шоссейно-кольцевых гонок. На ней впервые применили дисковые тормоза для обоих колес с гидравлическим приводом.
Свой “представитель” оказался и у мастерской известного белорусского кастомайзера Юрия Шифа. Его назвали “Fastest MINSK ” (“Самый быстрый Минск”). Основой для него послужил ММВЗ-3.227, на который установили карбюратор Mikuni TM38 и кастомный выхлоп, сделанный вручную. В конструкции также использованы узлы и агрегаты от “MINSK” R250.
На выставке состоялась также презентация еще одного кастомпроекта, созданного в 60-е годы XX века неизвестным автором. Но он заслуживает отдельной статьи.
На выставке также демонстрируются оригинальные мотошлемы.
P.S. У Олега и Виталия Гапановичей это юбилейный год. Десять лет назад они впервые провели мотофест “Кола Часу” для любителей ретро мототехники. Летом они планируют провести свой 10-й слет. А еще вновь пригласят желающих посетить набирающую популярность выставку-ралли “Залатая Мiля”. Есть у них и другие планы, которые пока держаться в секрете.
“Наша главная цель и мы от нее не отказываемся – создание музея ретро техники, для которого продолжаем собирать экспонаты. Нас готовы поддержать друзья и предоставить свои модели для экспонирования”, – поделился планами на будущее Виталий Гапанович.
Что касается выставки “Мотоцикл Минск: История большой удачи”, то она завершит свою работу 21 февраля.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Мотоциклу “Минск» М1А – 65 лет. Немецкие «предки» юбиляра