В ближайшем будущем в российском городе Электросталь планируется строительство своего военно-исторического музея. Одним из авторов его создания является председатель городского отделения российской Межрегиональной общественной организации содействия изучению и эксплуатации военной техники “Военно-техническое общество” майор запаса Игорь Комолов. Первой станет экспозиция, посвященная истории реактивных систем залпового огня “Катюша”.
“Наш местный машиностроительный завод в годы Великой Отечественной войны выпускал снаряды, мины, бомбы, а также ракеты для реактивных минометов “Катюша”. Приблизительно их изготовили 1/3 от общего количества по всей стране”, – рассказал Игорь Комолов.
Около года назад Игорь Анатольевич вместе со своим хорошим знакомым предпринимателем в память о событиях военных лет и о ветеранах-земляках задумали построить такой музей.
В настоящее время идет сбор экспонатов. У организации уже имеется одна такая установка, смонтированная на шасси ЗИЛ-157. Сейчас по заказу электростальцев в Санкт-Петербурге идет сборка еще трех моделей – на шасси советского грузовика ЗИС-6 и американских Studebaker U56 и GMS.
“Изготовлением военной техники для нас занимается весьма солидная местная компания, имеющая большой опыт в данном деле и обширные связи по всему миру”, – отметил руководитель электростальского отделения ВТО.
Автотехнику отечественного производства санкт-петербуржцы находят в России, а иностранного – привозят из зарубежных стран, в основном, в состоянии металлолома. Каждый такой экземпляр полностью разбирается, затем делают капитальный ремонт и реставрируют. Внешне он должен соответствовать оригиналу. По разным причинам не всегда удается использовать родные заводские детали. В этом случае приходится устанавливать новодельные. Но только специалист сможет установить разницу между ними.
Что же касается самих установок, то их рамы неоригинальные, сваренные из современных труб разного диаметра. А вот направляющие – настоящие.
Согласно предварительной договоренности, первой к Новому году в Питере соберут РСЗО на шасси ЗИС-6, в феврале следующего года – на Studebaker, а к 9 мая 2022 г – на GMS.
Параллельно в Электростали идет строительство теплого крытого ангара для хранения раритетной техники. И пока его не сделают, автомобили будут оставаться на хранении в северной российской столице.
“Сейчас мы решаем, каким образом повезем машины к себе: на трейлере, эвакуаторе или на фуре. И в дальнейшем будем стараться как можно меньше их эксплуатировать. По городу они будут ездить сами, а между городами – на спецавтотехнике. Машины сами по себе очень дорогие, да и приобретение запчастей для них, особенно для “иностранцев”, дело довольно хлопотное, да и недешевое”, – подчеркнул Игорь Комолов.
Поиск других экспонатов для будущей музейной коллекции (желательно с документами) продолжается. Соответствующие объявления Игорь Анатольевич разместил в интернете, а также в средствах массовой информации. По его подсчетам, во время минувшей войны советские предприятия выпустили более десяти модификаций “Катюши” и ее родственника “Андрюши”, в том числе, на автомобильных шасси ЗИС-5, Ford, Chevrolet и др.
Планируется, что большую часть времени автораритеты будут находиться в помещении музея, чтобы все желающие смогли их осмотреть и сделать памятные фотографии.
P.S. Впрочем, дальнейшие планы Игоря Комолова не ограничиваются только “Катюшами”. Он хочет создать в городе большой музейно-выставочный комплекс, где под одной крышей со временем разместится военная техника, начиная от довоенного периода, и до распада СССР.
Здесь также расположится выставка “Служим Отечеству”, созданная Игорем Комоловым и его однополчанами еще в 80-е годы прошлого века, в которой представлены форма и амуниция, муляжи оружия военнослужащих Советской Армии, сохранившиеся со времен СССР.
“Возможно, здесь будут представлены танки, бронетранспортеры и др. Все они будут с двигателями и коробками передач и смогут самостоятельно передвигаться”, – поделился планами Игорь Анатольевич.
Организаторы будущего военно-исторического музея ждут решения от местной городской администрации о выделении земли возле мемориала Вечного огня для начала строительства МВК.
В настоящее время электростальcкое представительство ВТО России, кроме “Катюши” на ЗИЛ-157, имеет еще несколько ретро автотранспортных средств: ГАЗ-69А, ГАЗ-63АС-1 “санитарка”, два ЗИЛ-157 и др. Идут поиски ЗИС-151, БТР-40, БТР-152, БРДМ-1 и БРДМ-2.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото И.Комолова