Мы делаем больше, чем обещаем!

Главная страница » Новости » Журнал Автодайджест » Немного истории » “Музей городского пассажирского транспорта” появился в Минске

“Музей городского пассажирского транспорта” появился в Минске

0 комментарий 273 Просмотров

 

Теперь и в белорусской столице открылся свой “Музей городского пассажирского транспорта”.

Это культурное учреждение, созданное Коммунальным транспортным унитарным предприятием “Минсктранс”,  появилось в белорусской столице в прошлом году. Десять лет назад, после слияния УП “Минскгорэлектротранс”, “Минскпассажиравтотранс”, “Управления транспорта и связи Мингорисполкома” и “Минского метрополитена” руководство новой организации решило собрать вместе и показать белорусам и зарубежным гостям в одной музейной экспозиции  экспонаты, хранившиеся у ветеранов предприятия и во всех филиалах, рассказывающие об истории общественного транспорта в городе.

ПОМЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ

Вначале местом расположения музея предполагалось сделать троллейбусный парк N2. Но помещение,  выделенное этим филиалом, оказалось небольшим и малоприспособленным для данных целей. Поэтому в 2013 г. было принято другое решение о размещении музейной экспозиции на территории ремонтно-механического завода  в здании, где раньше располагался цех термической обработки.  Здесь  большие выставочные площади  и комфортабельные условия для работы.  Спустя три года после появления этого документа внутри провели капитальный ремонт и  перевезли  сюда все экспонаты, которые собрали уже более 1000 единиц хранения: документы, фотографии, личные вещи работников  и многое другое. Половину выставили для осмотра. Многие  из них ранее находились в музее трудовой славы автобусного парка N1, уже закрытого в Минске.

"Музей городского пассажирского транспорта" появился в Минске

Макет 1-го автобусного парка Минска

МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

"Музей городского пассажирского транспорта" появился в Минске

Манекен в форме контролер у входа в музей

На сегодняшний день в главном здании музея располагается два зала, общая площадь которых составляет 450 кв.м. В первом и самом большом находится историческая экспозиция, охватывающая период с конца XIX века до нынешнего времени, рассказывающая о  развитии  городского пассажирского транспорта от средств передвижения на конной тяге до современных электробусов.  Ее открывает макет летнего варианта вагона конки  – первого общественного транспортного средства в Минске.

"Музей городского пассажирского транспорта" появился в Минске

Макет конки

Внутри него установлены скамейки, на которых можно посидеть и сфотографироваться. Далее в хронологическом порядке показано развитие автобусного движения, пришедшего на смену уже в XX столетии. И только позже в городе появились трамвай и троллейбус.

 

В экспозиции демонстрируются масштабные копии различных моделей городского электротранспорта, уменьшенные в 20 и 48 раз по сравнению с оригиналами.

Одним из самых уникальных предметов в представленной экспозиции является китель вагоновожатого Николая Борисова, который в 1929 году повел первый городской трамвай.

"Музей городского пассажирского транспорта" появился в Минске

Так были одеты первые вагоновожатые

Большой интерес вызывают инсталляция рабочего кабинета начальника автобусного парка 1960-1970 гг., коллекции билетной продукции и компостеров, и др. уникальные предметы.

"Музей городского пассажирского транспорта" появился в Минске

Инсталляция кабинета руководителя автопарка 60-х годов

А еще можно сесть за пульт диспетчерского центра управления  движения и в реальном времени  увидеть на карте работу  общественного транспорта на всех маршрутах.

В отличие от классических музеев здесь имеется специальный инфокиоск, где представлена электронная мультимедийная  экскурсия по всей экспозиции.

Часть помещения отведена для игровых зон, где можно покрутить рули настоящих троллейбусов или перейти дорогу по нарисованной уличной разметке.

"Музей городского пассажирского транспорта" появился в Минске

Уличная разметка в главном зале музея

Для просмотра фильмов и исторической хроники имеется кинозал, напоминающий по своей стилистике один из первых Минских кинотеатров “Эден”. Здесь также будут проводить лектории, семинары и пр.занятия.

"Музей городского пассажирского транспорта" появился в Минске

Кинозал музея

В малом зале размещена выставка, где можно увидеть награды, полученные работниками КТУП ““Минсктранс” на различных конкурсах и соревнованиях.

Через некоторое время откроется и третий зал, предназначенный для проведения коммерческих выставок и музейно-педагогических занятий.

ОТКРЫТАЯ ПЛОЩАДКА

Одной из самых интересных музейных экспозиций является открытая площадка, где на площади около 2500 кв.м расположились двадцать единиц  электро и автотранспорта в разное время эксплуатировавшиеся в городе.

"Музей городского пассажирского транспорта" появился в Минске

Экспозиция городского транспорта (автобусная часть)

Вначале согласно приказу руководства, появившемуся несколько лет назад, их сохраняли в тех филиалах, в которых они работали. А потом передали на стоянку в новый музей. Большинство из них по-прежнему на ходу. И после установки отсутствующих агрегатов эти модели  могут перевозить пассажиров.

Здесь посетители увидят собранный вместе подвижной состав советского и зарубежного производства, а также городские перевозчики марки МАЗ, созданные в нашей стране после распада СССР. Посетители музея имеют возможность не только осмотреть данные экземпляры внутри и снаружи, но и посидеть на водительском месте.

Самым раритетным троллейбусом стал МТБ-82Д, открывший в 1952 году троллейбусное движение в белорусской столице.

"Музей городского пассажирского транспорта" появился в Минске

Первый троллейбус Минска МТБ-82Д

А самым “пожилым” автобусом , хорошо знакомый горожанам ЛиАЗ-677, впервые выехавший на маршрут в феврале 1985 г.

"Музей городского пассажирского транспорта" появился в Минске

Старейший автобус музея ЛиАЗ-677

Уже в ближайшее время данное собрание раритетной техники пополнят машины, любезно предоставленные председателем общественной организации  “Наша Победа” Василием Терешко – РАФ-2203, КАвЗ-685, ПАЗ-672 и др.

В следующем году в коллекции должны появиться и два трамвая – чехословацкий  Tatra T6B5 и латвийский РВЗ-6М2 .

МУЗЕЙНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

Первым заведующим музея стал ветеран “Минскгорэлектротранс” Виктор Ковалев. 

"Музей городского пассажирского транспорта" появился в Минске

Первый директор музея Виктор Ковалев

Вплоть до своей смерти он долгое время занимался сбором экспонатов для будущей экспозиции. Увы, но довести начатое дело до конца Виктор Николаевич не успел. В 2016 году на работу сюда пригласили двух профессиональных историков. Новым руководителем назначили  Дениса Бутина, на протяжении нескольких лет возглавлявшего филиал ГУ “Национальный исторический музей Республики Беларусь”  – “Музей современной белорусской государственности”. В историческом музее трудилась и пока единственный специалист музея Мерине Петросян.

Когда учреждение начнет полномасштабную деятельность, штат его сотрудников увеличат.

ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ

В дальнейших планах небольшого коллектива: открытие в главном музейном здании кафе, а площадка раритетного транспорта превратится в «автостанцию». Здесь установят сувенирный киоск и будет расположена  фотозона. Данная территория станет и местом для проведения квестов и развлекательных мероприятий.

P.s. Сейчас “Музей городского пассажирского транспорта” работает только в будние дни как ведомственный КТУП ““Минсктранс”.  Планируется, что в следующем году это музейное учреждение начнет принимать обычных посетителей.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора

Поделиться
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий