Музыкальный дурман в салоне автомобиля

Просмотрено

[post-views]

Музыкальный дурман в салоне автомобиляВождение категорически не допускает никаких воздейст-вий на организм водителя, вызывающих измененные созна-ния.

Между тем навязчивая реклама уже почти целый год предлагает так называемые цифровые наркотики для релак-сации водителей. Они представляют собой звуковые файлы, качественное воспроизведение которых воздействует на пси-хику и вызывает различного рода состояния, схожие с упот-реблением легких наркотиков – якобы без последствий для психики помогут водителю расслабиться и успокоиться за ру-лем, даже преодолеть чувство тревоги, то есть они позицио-нируются как релаксанты антидепрессанты.

За столь короткий срок невозможно собрать медицин-ской статистики, но
специалисты уже отмечают, что люди, испытавшие на себе воздействие
аудионаркотиков, жалова-лись на головную боль спустя несколько часов
после их про-слушивания. Прямых доказательств вреда «цифровых
нарко-тиков» у медиков пока нет, но навряд ли можно назвать без-обидным
то, что влияет на мозг и вводит человека в эйфо-рию. Это равносильно
вторжению в психику.

Бинауральные ритмы

Музыкальные пристрастия у водителей разные, однако никто за рулем не включает аудиозаписи с целью отрешиться от окружающего мира и целиком окунуться в мир чарующих звуков. Салон автомобиля все-таки не концертный зал.

Механизм воздействия музыки на организм известен. Наше ухо и вестибулярный аппарат связаны между собой че-рез мозг таким образом, что при восприятии определенной комбинации звуков мы получаем кратковременные ощуще-ния, сходные с теми, что и во время свободного падения (на-пример, встряска на «воздушной яме» в самолете или «аме-риканских горках» в парке). Эффект приводит кого в восторг, кого в легкий транс, а на кого и нагоняет страху.

Этих состояний производители аудиозаписей добивают-ся за счет использования так называемых бинауральных рит-мов, соответствующих по параметрам «мозговым волнам» человека. Стереосистема разделяет звуковой сигнал для ле-вого и правого уха, тем самым воздействуя на разные полу-шария мозга посредством различия частот, что усиливает суггестивный эффект.

Весьма некорректно называть бинуральные ритмы музы-кой, хотя они и «упакованы» в музыкальную оболочку. Так делают, чтобы замаскировать изначально неприятное для человека звучание в определенном диапазоне аудиочастот. В чистом виде эти неприятные звуки напоминают, например, скрежет ножом по кафелю и т. п. Именно они воздействуют на головной мозг как мощный раздражитель.

Звуковые колебания разной частоты по-разному влияют на мозговые центры, ответственные, например, за релакса-цию или умственную активность. А есть и такие полосы зву-кового диапазона, звучание в которых может ввести человека в неконтролируемое или даже бессознательное состояние. Так, мощное излучение инфразвука во время предштормово-го состояния атмосферы может вызвать приступ тахикардии – нарушения сердечного ритма, потому что звучание в поло-се сверхнизких частот вплотную приближается к частоте бие-ния сердца.

Индийская медитационная музыка, пение северных ша-манов под удары бубна, ритмическое завывание колдунов культа Вуду и игра на низкочастотных (почти неслышных для нашего уха) трубах в ламаистских дацанах – все эти ритуаль-ные приемы вводят верующего в состояние отрешенности или даже транса. Поэтому можно согласиться с утверждени-ем, что «цифровые наркотики» способны изменить психиче-ское состояние человека и повлиять на моторные функции, что недопустимо за рулем.

Аудионаркотики только для меломанов?

Само по себе понятие «бинауральный эффект» (от лат. bini — два и auris — ухо) означает в физиологии способность человека и высших животных определять направление на ис-точник звука. Из-за того, что уши расположены на некотором расстоянии, звук приходит к ним, различаясь по фазе и ин-тенсивности, что ведет к различию импульсов, поступающих в центральную нервную систему от правого и левого уха, и дает возможность определять направление.

При прослушивании музыки на стереофонической сис-теме воспроизведения  аудиофайлов под этим эффектом по-нимают способность мозга воспринимать два сигнала раз-личных частот, подаваемые в разные уши. Если разница час-тот большая, они воспринимаются как два раздельных звука разной частоты, но если маленькая (менее 25 Гц), в сознании вырабатывается несуществующая виртуальная частота. Ее реально нет в прослушиваемых звуках, но мозг ее вычисляет и воспринимает как третью составляющую. Эта частота «вир-туального звука» воспринимается в обоих полушариях мозга и вызывает момент синхронизации между ними на этой не-существующей частоте. Момент синхронизации, по сути, ста-новится нулевым состоянием сознания, при котором любое самое незначительное воздействие на мозг может вызвать непредсказуемую реакцию организма. Специалистам-психопатологам хорошо известно, что измененные состояния сознания, возникающие в режиме синхронизации полушарий мозга, могут генерировать достаточно сильные субъективные ощущения. На этом и основаны рекламируемые эффекты «цифровых наркотиков» – от релаксации до транса.

Когда человек прослушивает аудиостимулирующую му-зыку, на его энцефалограмме хорошо читаются спонтанные вспышки пароксизмальной активности мозга. Последствия этого могут проявиться как головной болью, так и другими симптомами: расстройство сна, снижение работоспособно-сти, эмоциональные нарушения, потеря памяти. Они способ-ны вызывать временные нарушения координации, и даже галлюцинации, что является предпосылкой к ДТП.

Некоторые водители утверждают, что аудионаркотики звучат, как обыкновенный техно-рок пополам с медитацион-ной музыкой Востока, и никакого изменения психического сознания не вызывают. Разумеется, кому «медведь на ухо наступил», те имеют полный иммунитет к цифровым наркоти-кам. Но водители, которые обладают музыкальным слухом и имеют вкус к классической музыке, особенно подвержены их воздействию. Поэтому если даже один водитель из тысячи способен глубоко отзываться на воздействие музыки и при включенной стереосистеме в салоне он на оживленном пере-крестке или скоростной магистрали пусть даже на короткий момент впадет в расслабленное состояние, то последствия могут быть самые роковые, не только для него, но и других участников движения. Поэтому за рулем всем, а в особенно-сти самым отчаянным меломанам, лучше отказаться от ост-рых ощущений, которые обещают в рекламе производители аудионаркотиков.

Наталья АБРАМОВИЧ, зав. отделом общественного здоровья ГУ «МОЦГЭОЗ».

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий