Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Музыкальный дурман в салоне автомобиля

Просмотрено

Музыкальный дурман в салоне автомобиляВождение категорически не допускает никаких воздейст-вий на организм водителя, вызывающих измененные созна-ния.

Между тем навязчивая реклама уже почти целый год предлагает так называемые цифровые наркотики для релак-сации водителей. Они представляют собой звуковые файлы, качественное воспроизведение которых воздействует на пси-хику и вызывает различного рода состояния, схожие с упот-реблением легких наркотиков – якобы без последствий для психики помогут водителю расслабиться и успокоиться за ру-лем, даже преодолеть чувство тревоги, то есть они позицио-нируются как релаксанты антидепрессанты.

За столь короткий срок невозможно собрать медицин-ской статистики, но
специалисты уже отмечают, что люди, испытавшие на себе воздействие
аудионаркотиков, жалова-лись на головную боль спустя несколько часов
после их про-слушивания. Прямых доказательств вреда «цифровых
нарко-тиков» у медиков пока нет, но навряд ли можно назвать без-обидным
то, что влияет на мозг и вводит человека в эйфо-рию. Это равносильно
вторжению в психику.

Бинауральные ритмы

Музыкальные пристрастия у водителей разные, однако никто за рулем не включает аудиозаписи с целью отрешиться от окружающего мира и целиком окунуться в мир чарующих звуков. Салон автомобиля все-таки не концертный зал.

Механизм воздействия музыки на организм известен. Наше ухо и вестибулярный аппарат связаны между собой че-рез мозг таким образом, что при восприятии определенной комбинации звуков мы получаем кратковременные ощуще-ния, сходные с теми, что и во время свободного падения (на-пример, встряска на «воздушной яме» в самолете или «аме-риканских горках» в парке). Эффект приводит кого в восторг, кого в легкий транс, а на кого и нагоняет страху.

Этих состояний производители аудиозаписей добивают-ся за счет использования так называемых бинауральных рит-мов, соответствующих по параметрам «мозговым волнам» человека. Стереосистема разделяет звуковой сигнал для ле-вого и правого уха, тем самым воздействуя на разные полу-шария мозга посредством различия частот, что усиливает суггестивный эффект.

Весьма некорректно называть бинуральные ритмы музы-кой, хотя они и «упакованы» в музыкальную оболочку. Так делают, чтобы замаскировать изначально неприятное для человека звучание в определенном диапазоне аудиочастот. В чистом виде эти неприятные звуки напоминают, например, скрежет ножом по кафелю и т. п. Именно они воздействуют на головной мозг как мощный раздражитель.

Звуковые колебания разной частоты по-разному влияют на мозговые центры, ответственные, например, за релакса-цию или умственную активность. А есть и такие полосы зву-кового диапазона, звучание в которых может ввести человека в неконтролируемое или даже бессознательное состояние. Так, мощное излучение инфразвука во время предштормово-го состояния атмосферы может вызвать приступ тахикардии – нарушения сердечного ритма, потому что звучание в поло-се сверхнизких частот вплотную приближается к частоте бие-ния сердца.

Индийская медитационная музыка, пение северных ша-манов под удары бубна, ритмическое завывание колдунов культа Вуду и игра на низкочастотных (почти неслышных для нашего уха) трубах в ламаистских дацанах – все эти ритуаль-ные приемы вводят верующего в состояние отрешенности или даже транса. Поэтому можно согласиться с утверждени-ем, что «цифровые наркотики» способны изменить психиче-ское состояние человека и повлиять на моторные функции, что недопустимо за рулем.

Аудионаркотики только для меломанов?

Само по себе понятие «бинауральный эффект» (от лат. bini — два и auris — ухо) означает в физиологии способность человека и высших животных определять направление на ис-точник звука. Из-за того, что уши расположены на некотором расстоянии, звук приходит к ним, различаясь по фазе и ин-тенсивности, что ведет к различию импульсов, поступающих в центральную нервную систему от правого и левого уха, и дает возможность определять направление.

При прослушивании музыки на стереофонической сис-теме воспроизведения  аудиофайлов под этим эффектом по-нимают способность мозга воспринимать два сигнала раз-личных частот, подаваемые в разные уши. Если разница час-тот большая, они воспринимаются как два раздельных звука разной частоты, но если маленькая (менее 25 Гц), в сознании вырабатывается несуществующая виртуальная частота. Ее реально нет в прослушиваемых звуках, но мозг ее вычисляет и воспринимает как третью составляющую. Эта частота «вир-туального звука» воспринимается в обоих полушариях мозга и вызывает момент синхронизации между ними на этой не-существующей частоте. Момент синхронизации, по сути, ста-новится нулевым состоянием сознания, при котором любое самое незначительное воздействие на мозг может вызвать непредсказуемую реакцию организма. Специалистам-психопатологам хорошо известно, что измененные состояния сознания, возникающие в режиме синхронизации полушарий мозга, могут генерировать достаточно сильные субъективные ощущения. На этом и основаны рекламируемые эффекты «цифровых наркотиков» – от релаксации до транса.

Когда человек прослушивает аудиостимулирующую му-зыку, на его энцефалограмме хорошо читаются спонтанные вспышки пароксизмальной активности мозга. Последствия этого могут проявиться как головной болью, так и другими симптомами: расстройство сна, снижение работоспособно-сти, эмоциональные нарушения, потеря памяти. Они способ-ны вызывать временные нарушения координации, и даже галлюцинации, что является предпосылкой к ДТП.

Некоторые водители утверждают, что аудионаркотики звучат, как обыкновенный техно-рок пополам с медитацион-ной музыкой Востока, и никакого изменения психического сознания не вызывают. Разумеется, кому «медведь на ухо наступил», те имеют полный иммунитет к цифровым наркоти-кам. Но водители, которые обладают музыкальным слухом и имеют вкус к классической музыке, особенно подвержены их воздействию. Поэтому если даже один водитель из тысячи способен глубоко отзываться на воздействие музыки и при включенной стереосистеме в салоне он на оживленном пере-крестке или скоростной магистрали пусть даже на короткий момент впадет в расслабленное состояние, то последствия могут быть самые роковые, не только для него, но и других участников движения. Поэтому за рулем всем, а в особенно-сти самым отчаянным меломанам, лучше отказаться от ост-рых ощущений, которые обещают в рекламе производители аудионаркотиков.

Наталья АБРАМОВИЧ, зав. отделом общественного здоровья ГУ «МОЦГЭОЗ».

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram