Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

На комбинированном ходу

Просмотрено

На комбинированном ходуЗа свою многолетнюю историю самобеглые экипажи, как называли раньше автотранспорную технику, покорили не только сушу, но и водное пространство. Сейчас разрабатываются модели даже летающих машин. Автомобили освоили множество военных и гражданских специальностей.

На проходившей в мае в Минске международной военной выставке Milex-2009 демонстрировалась автотехника различного назначения. Были среди них и модели на комбинированном ходу, специально приспособленный для работы не только на обычных, но и на железных дорогах: одна на шасси МАЗ – МАЗ-6303кх, а вторая разработана  на базе МКЖ-416 «Беларус». Создание такого автотранспорта в Советском Союзе имеет более чем полувековую историю.

ПЕРВЫЕ КОМБИНИРОВАННЫЕ

О том, чтобы приспособить автомобиль для работы на комбинированном ходу (железнодорожных рельсах и шоссе), говорили давно. Но практическая работа в данном направлении началась только в 50-х годах прошлого века как в Советском Союзе, так и за границей. Первыми такими машинами в нашей стране стали серийные модели, на которые устанавливали соответствующее специальное оборудование. Они работали в качестве мотовозов и дрезин, использовались на подъездных путях предприятий и складов, а также при строительстве железных дорог.

В зависимости от выполняемых задач такая автотехника делится на шесть групп.

В первую входят легковушки и пикапы, предназначенные в качестве дрезин для перевозки людей и различных грузов, а также эксплуатирующиеся в качестве скорой помощи и другой спецтехники. Для их установки на рельсы требуется 2-3 минуты. Быстро они и снимаются с железнодорожной колеи. В СССР для этих целей служили ГАЗ-69, УАЗ-450 и УАЗ-452.

Грузовики средней грузоподъемности ЗИЛ-164 и ЗИЛ-130, ГАЗ-63 составляли основу второй группы. Подобная автотехника служит для транспортировки необходимых грузов, которые размещаются в их кузовах. Для их постановки на железную дорогу уходит от 5 до 12 минут.   

Тяжеловозы КрАЗ-219 и КрАЗ-257 входили в третью группу и использовались как автомобили-мотовозы для поездной и маневровой работы. На их установку на рельсы уходило порядка 15-18 минут. Они могли вести по перегону состав весом до 500 т и перемещать на стационарных путях сцепку до 800 т.

Автокраны, автопогрузчики – для погрузочно-разгрузочных работ на перегонах и станциях, для смены рельсов, для погрузки сыпучих материалов грейферами – входят в четвертую группу.

В пятую группу входят самосвалы, автомобили-бетономешалки, электростанции, снегоочистители и другая спецавтотехника.

Путевые машины на автомобильных шасси составляют шестую группу.

МАЗ-6303кх

СПОСОБЫ УСТАНОВКИ АВТОМОБИЛЕЙ НА РЕЛЬСЫ

В мире наиболее распространены три способа приспособлений для движения по рельсам:

Первый – автомобильные колеса с пневматическими шинами заменяют на металлические железнодорожного типа.

Второй – автотранспортное средство оснащается направляющими катками, представляющими собой металлические колеса на специальной подвеске для удержания автомобиля на рельсах и принятия части нагрузки от его веса. Но ведущими и тормозными остаются обычные колеса машины.

Третий – на одну ось со стандартными  колесами автотехники устанавливаются металлические катки меньшего диаметра, что позволяет двигаться по автомобильным дорогам.

Первый способ наиболее простой, но имеет ряд существенных недостатков, среди которых трудоемкость установки автотранспортного средства на рельсы и необходимость перевозки спецоборудования в кузове. Третий способ используется в основном для тихоходных машин (автопогрузчиков и автокранов), но редко для автомобилей.

В Советском Союзе использовались направляющие катки.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Для установки дополнительного оборудования не требуется каких-то изменений автомобиля, что могло бы привести к ослаблению его конструкции. Оно монтируется на свободное пространство на раме или на уже имеющиеся приспособления и отверстия. Направляющие катки не снижают скорость автотранспортного средства на дороге, а проходимость снижается незначительно.

В комплект выпускаемого советской промышленностью оборудования входили передние и задние направляющие катки, устройство для запирания рулевого управления при движении по рельсам (фиксатор руля), замки передних рессор, устройство для сцепки и ряд других узлов и механизмов.

Основу направляющих катков составляют ребордные колеса железнодорожного типа, стойки для передачи усилий от веса автомобиля на колеса, пружинных или торсионных амортизаторов, подъемно-натяжной механизм, несущая балка, закрепленной на раме автотранспортного средства. Отличаются передние и задние катки в основном креплением к раме. Для движения по автомагистралям они могут подниматься вручную или с помощью подъемно-натяжных механизмов и закрепляются в верхнем положении.

Машина на базе МКЖ-416 Беларус


Направляющие катки располагаются на торсионной или пружинной подвеске с пружинными амортизаторами и подъемно-натяжным механизмом.

Так, на автомобиль УАЗ-452А устанавливалось оборудование с торсионной подвеской, а ЗИЛ-130 оснащали подвеской комбинированного хода с пружинными амортизаторами.

Кстати, для уменьшения времени и трудоемкости постановки машин на комбинированном ходу на рельсы для опускания и подъема направляющих катков использовались различные гидравлические устройства.

Для буксировки железнодорожных вагонов 130-й, как и еще один грузовик КрАЗ-257, оборудовали универсальной сцепкой и системой управления тормозами вагонов, состоящей из шланга-переходника пневмосистемы и установленного в кабине автомобиля крана машиниста, и подсоединенного к пневмосистеме тормозов машины.  

Для повышения надежности автомобильной техники на комбинированном ходу в Советском Союзе проводилось много исследований навесного оборудования, и разрабатывались новые методы его расчета. Это позволило более широко использовать эти автомобили как на транспортном строительстве, так и в других областях народного хозяйства страны, а также для военных целей.

ЗА РУБЕЖОМ

По данным советской печати, за границей автотехника, использовавшаяся для движения по рельсам, главным образом эксплуатировалась на действующих путях в США, Германии и Франции, и значительно реже на строительстве железных дорог в Болгарии, Чехословакии и Австралии.

Кстати, один из представителей зарубежного автопрома Mercedes-Benz Unimog U 400 в комбинации с устройством для движения по рельсовому пути системы «Цвихофф» демонстрировался на выставке «Транспорт и логистика», проходившей в Минске в мае-июне 2007 года.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора
В статье использованы архивы автора и материалы периодической печати

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram