Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Главная Мировые автоновости На шинах низкого давления

На шинах низкого давления«Тараканы» – так называют автомобили на шинах сверхнизкого давления за их способность передвигаться по проселкам и болотистой местности, по глубоким снегам и тонкому льду, по оврагам и песчаным барханам.

Впервые я увидел эти автомобили в конце прошлого века на соревнованиях по трак-триалу, проходивших в Стайках. Широка сфера применения этих машин. Они необходимы связистам и медикам, геологам и разработчикам недр, охотникам и рыболовам и др. Тогда они произвели большой фурор, когда переехали через несколько человек, не причинив им никаких увечий. Потом с этими вездеходами встречался на нескольких пожарных выставках, а также после их успешной поездки на Южный Полюс.

Фирмы по изготовлению таких средств передвижения успешно работают у
наших соседей в России и на Украине. Не отстают от них и отечественные
производители.

А все началось еще со времен СССР. В 70-80-е годы в Советском Союзе было популярно самодеятельное творчество по созданию транспортных средств различного назначения. Всесоюзное общество «Изобретателей и рационализаторов» при поддержке ЦК «ВЛКСМ» и журнала «Техника молодежи» проводили многочисленные слеты и фестивали и организовывали автопробеги по различным регионам огромной страны. Участвовали в этих мероприятиях и наши соотечественники.

КОМАНДОР И ЕГО КОМАНДА

Следил за публикациями о самодельщиках и В. Н. Драбо. Но к практическому процессу создания подобных машин Владимир Никандрович приступил только в 1996 году, когда на карте мира появилась независимая Республика Беларусь. Инженер-механик по образованию он поменял профиль своей работы и увлекся Арктикой. А начиналось все с лыжных походов. В настоящее время он мастер спорта, действительный член белорусского географического общества, член Арктической академии наук (г. Санкт-Петербург) и обладатель других многочисленных званий, а еще автор двух книг и более 50-ти арктических и антарктических экспедиций. Командор, как называют его друзья и коллеги, говорит, что уже давно стал профессиональным полярником, «ведь за плечами остались 1000 преодоленных километров и «боевой» стаж в 4 года». Ну, одному человеку невозможно было бы поднять такое сложное дело, но у заслуженного путешественника России есть единомышленники и помощники – А. Михалкович, А. Сумаренко, А. Ермаков, А. Шикуть, А. Ремин и др. Большинство из них тоже изначально никакого отношения не имели к Северу. Но увлеклись новым интересным делом и сейчас не представляют своей жизни без него.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

В конце 90-х годов XX века на Минском подшипниковом заводе появилось предприятие по производству 3-осных пневматиков колесной формулы 6х6. Предполагалось здесь собирать несколько моделей таких машин: 6-местную грузопассажирскую и 4-местную патрульно-пожарную снаряженной массой соответственно 1300 и 900 кг. На внедорожники могли устанавливаться бензиновый или дизельный двигатели объемом 1500 или 1400–2000 куб.см. И они могли развивать скорость 60–80 км/ч. В течение нескольких лет здесь выпустили более десятка единиц техники различного назначения. А потом по ряду объективных и субъективных причин завод закрылся.

НА МАЗ-МАНЕ

Два года назад  коллектив перебрался на новое место – на территорию СП ЗАО «МАЗ-МАН». Выбор оказался неслучайным. «Это высоко технически оснащенное предприятие, где достаточно быстро можно решать возникшие проблемы и изготавливать машины», – рассказал В. Н. Драбо. И в результате здесь за короткое время удалось собрать два грузовых автомобиля. На это от конструкторской задумки до воплощения в металл ушло всего полгода.

«ЕЛЬНЯ»

Новая модель получила название «Ельня». Но никакого отношения к известному российскому городу, как может показаться по названию, она не имеет. Дело в том, что есть на севере Витебской области болото «Ельня» (большой мох). Выбирая имя будущего автотранспортного средства по карте республики, разработчики случайно обратили на него свое внимание, и оно им понравилось.

и в пробеге

Транспортное средство представляет собой универсальный самоходный 12-тонный вездеход колесной формулы 6х6, предназначенный для перевозки грузов массой до 4 тонн по дорогам и полному бездорожью, включая снежную целину.

Основные особенности грузовика – специальные шины низкого давления размерности 1735х750 мм производства «Белшина» водоизмещением 1200 л и давлением на грунт 0,35 кг/см кв., итальянские мосты «Сarrara» с передаточным числом «6» и ломающаяся шарнирно-сочлененная рама с транспортно-поворотным узлом и гидроприводом. Поворачиваются не передние колеса, как в обычных автомобилях, а вся передняя часть рамы с кабиной и силовым агрегатом.

На машине установлен силовой агрегат, состоящий из двигателя ММЗ Д-245.3 Е2 мощностью в 156 л. с. Минского моторного завода и 5-ступенчатая механическая коробка передач СААЗ-3206.70. Кабина сделана на МАЗе, а пластиковый кузов – предприятием «Мидивисана» из Смолевич.

К сборке автомобилей коллектив приступил в конце 2007 года, а уже в марте следующего – грузовики отправились в первый испытательный пробег на полтора месяца на Крайний Север. Машины преодолели почти 6000 км. Серьезных поломок не было выявлено, «что и плохо», – считает сам командор. Впрочем, испытатели пришли к выводу, что в дальнейшем необходима установка более мощного мотора.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

В настоящее время из-за отсутствия финансовых средств, все работы по доводке конструкции «Ельни» заморожены. Для их серийного производства необходимо завершение испытательного процесса, сертификация, регистрация технических условий, составление инструкции по эксплуатации и многое другое. Да и кабину, по мнению конструкторов, следовало бы заменить на свою. Но это потребует дополнительных финансовых затрат.

Есть проект совместного проведения  кругосветной экспедиции с кинокомпанией «Миротворец», принадлежащей воинам-интернационалистам (афганцам). Уже есть предварительная договоренность с представителями зарубежных компаний.

P.s. Сейчас полярники работают над новым российско-белорусским проектом, а на СП ЗАО «МАЗ-МАН» занимаются сборкой маленького джипа колесной формулы 4х4.  

Юрий ВЛОДАВСКИЙ.

Автор выражает благодарность В. Н. Драбо за оказанную помощь при подготовке материала.
Фото автора.

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий