Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

На шинах низкого давления

Просмотрено

На шинах низкого давления«Тараканы» – так называют автомобили на шинах сверхнизкого давления за их способность передвигаться по проселкам и болотистой местности, по глубоким снегам и тонкому льду, по оврагам и песчаным барханам.

Впервые я увидел эти автомобили в конце прошлого века на соревнованиях по трак-триалу, проходивших в Стайках. Широка сфера применения этих машин. Они необходимы связистам и медикам, геологам и разработчикам недр, охотникам и рыболовам и др. Тогда они произвели большой фурор, когда переехали через несколько человек, не причинив им никаких увечий. Потом с этими вездеходами встречался на нескольких пожарных выставках, а также после их успешной поездки на Южный Полюс.

Фирмы по изготовлению таких средств передвижения успешно работают у
наших соседей в России и на Украине. Не отстают от них и отечественные
производители.

А все началось еще со времен СССР. В 70-80-е годы в Советском Союзе было популярно самодеятельное творчество по созданию транспортных средств различного назначения. Всесоюзное общество «Изобретателей и рационализаторов» при поддержке ЦК «ВЛКСМ» и журнала «Техника молодежи» проводили многочисленные слеты и фестивали и организовывали автопробеги по различным регионам огромной страны. Участвовали в этих мероприятиях и наши соотечественники.

КОМАНДОР И ЕГО КОМАНДА

Следил за публикациями о самодельщиках и В. Н. Драбо. Но к практическому процессу создания подобных машин Владимир Никандрович приступил только в 1996 году, когда на карте мира появилась независимая Республика Беларусь. Инженер-механик по образованию он поменял профиль своей работы и увлекся Арктикой. А начиналось все с лыжных походов. В настоящее время он мастер спорта, действительный член белорусского географического общества, член Арктической академии наук (г. Санкт-Петербург) и обладатель других многочисленных званий, а еще автор двух книг и более 50-ти арктических и антарктических экспедиций. Командор, как называют его друзья и коллеги, говорит, что уже давно стал профессиональным полярником, «ведь за плечами остались 1000 преодоленных километров и «боевой» стаж в 4 года». Ну, одному человеку невозможно было бы поднять такое сложное дело, но у заслуженного путешественника России есть единомышленники и помощники – А. Михалкович, А. Сумаренко, А. Ермаков, А. Шикуть, А. Ремин и др. Большинство из них тоже изначально никакого отношения не имели к Северу. Но увлеклись новым интересным делом и сейчас не представляют своей жизни без него.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

В конце 90-х годов XX века на Минском подшипниковом заводе появилось предприятие по производству 3-осных пневматиков колесной формулы 6х6. Предполагалось здесь собирать несколько моделей таких машин: 6-местную грузопассажирскую и 4-местную патрульно-пожарную снаряженной массой соответственно 1300 и 900 кг. На внедорожники могли устанавливаться бензиновый или дизельный двигатели объемом 1500 или 1400–2000 куб.см. И они могли развивать скорость 60–80 км/ч. В течение нескольких лет здесь выпустили более десятка единиц техники различного назначения. А потом по ряду объективных и субъективных причин завод закрылся.

НА МАЗ-МАНЕ

Два года назад  коллектив перебрался на новое место – на территорию СП ЗАО «МАЗ-МАН». Выбор оказался неслучайным. «Это высоко технически оснащенное предприятие, где достаточно быстро можно решать возникшие проблемы и изготавливать машины», – рассказал В. Н. Драбо. И в результате здесь за короткое время удалось собрать два грузовых автомобиля. На это от конструкторской задумки до воплощения в металл ушло всего полгода.

«ЕЛЬНЯ»

Новая модель получила название «Ельня». Но никакого отношения к известному российскому городу, как может показаться по названию, она не имеет. Дело в том, что есть на севере Витебской области болото «Ельня» (большой мох). Выбирая имя будущего автотранспортного средства по карте республики, разработчики случайно обратили на него свое внимание, и оно им понравилось.

и в пробеге

Транспортное средство представляет собой универсальный самоходный 12-тонный вездеход колесной формулы 6х6, предназначенный для перевозки грузов массой до 4 тонн по дорогам и полному бездорожью, включая снежную целину.

Основные особенности грузовика – специальные шины низкого давления размерности 1735х750 мм производства «Белшина» водоизмещением 1200 л и давлением на грунт 0,35 кг/см кв., итальянские мосты «Сarrara» с передаточным числом «6» и ломающаяся шарнирно-сочлененная рама с транспортно-поворотным узлом и гидроприводом. Поворачиваются не передние колеса, как в обычных автомобилях, а вся передняя часть рамы с кабиной и силовым агрегатом.

На машине установлен силовой агрегат, состоящий из двигателя ММЗ Д-245.3 Е2 мощностью в 156 л. с. Минского моторного завода и 5-ступенчатая механическая коробка передач СААЗ-3206.70. Кабина сделана на МАЗе, а пластиковый кузов – предприятием «Мидивисана» из Смолевич.

К сборке автомобилей коллектив приступил в конце 2007 года, а уже в марте следующего – грузовики отправились в первый испытательный пробег на полтора месяца на Крайний Север. Машины преодолели почти 6000 км. Серьезных поломок не было выявлено, «что и плохо», – считает сам командор. Впрочем, испытатели пришли к выводу, что в дальнейшем необходима установка более мощного мотора.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

В настоящее время из-за отсутствия финансовых средств, все работы по доводке конструкции «Ельни» заморожены. Для их серийного производства необходимо завершение испытательного процесса, сертификация, регистрация технических условий, составление инструкции по эксплуатации и многое другое. Да и кабину, по мнению конструкторов, следовало бы заменить на свою. Но это потребует дополнительных финансовых затрат.

Есть проект совместного проведения  кругосветной экспедиции с кинокомпанией «Миротворец», принадлежащей воинам-интернационалистам (афганцам). Уже есть предварительная договоренность с представителями зарубежных компаний.

P.s. Сейчас полярники работают над новым российско-белорусским проектом, а на СП ЗАО «МАЗ-МАН» занимаются сборкой маленького джипа колесной формулы 4х4.  

Юрий ВЛОДАВСКИЙ.

Автор выражает благодарность В. Н. Драбо за оказанную помощь при подготовке материала.
Фото автора.

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram