Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

На службе родине

ЗИС 151- прародитель ЗИЛ 131

На протяжении существования Советского Союза руководство нашей страны уделяло большое внимание созданию и развитию Красной, а потом и Советской Армии.

Одним из важнейших гарантов существования СССР, находившегося в окружении враждебных государств, были его вооруженные силы. Поэтому в ущерб народному хозяйству, главное внимание уделялось развитию военной промышленности. В результате «оборонка единого и могучего» занимала одно из ведущих мест в мире, а боеспособность армии находилась на высоком уровне.

Но на военно-промышленный комплекс страны работали не только специальные предприятия, но и обычные гражданские. И, в частности, автомобильные заводы. Большая часть выпускаемой ими продукции шла в армейские подразделения, а иногда поставлялась и странам союзницам. Одним из главных таких поставщиков в советское время был Московский автомобильный завод им. Лихачева (ЗИЛ).

В «АРМЕЙСКОМ МУНДИРЕ»

Уже с самого начала создания автопредприятия машины под маркой ЗИС, а потом ЗИЛ стали поступать в армию. Они воевали на фронтах Великой Отечественной войны, где перевозили различные военные грузы и личный состав, а потом несли нелегкую службу по защите социализма в мирное время.

ЗИС 151- прародитель ЗИЛ 131

ЗИС 151- прародитель ЗИЛ 131

ЗИЛ-157

ЗИЛ-157

Наиболее известными моделями зиловцев в это период стали ЗИС-151 и ЗИЛ-157. Их продолжателем стал грузовик ЗИЛ-131, появившийся в 60-е годы прошлого века. Создание такой модели предусматривалось «задачами автомобильной промышленности в 1960 году», где писалось: «Большая работа намечена по созданию и изготовлению образцов новых автомобилей, которые должны быть внедрены в производство в последующие годы. К таким автомобилям относятся… и трехосный ЗИЛ-131 грузоподъемностью при бездорожье в 3 т».

Этот трехосный автомобиль нового поколения грузоподъемностью от 3,5 до 5 т (в зависимости от условий эксплуатации), вместимостью в 24 человека, москвичи стали выпускать с 1966 года. Как и его предшественники, 131-й был полноприводником повышенной проходимости и имел колесную формулу 6х6. В принципе на этом сходство и заканчивалось. В его конструкции применялся целый ряд узлов и агрегатов от народнохозяйственного автомобиля ЗИЛ-130, производство которого на автозаводе началось несколько ранее. Некоторые комплектующие для него изготавливали и в Брянске на местном автозаводе.

ЗИЛ-131

ЗИЛ-131

На ЗИЛ-131 устанавливались цельнометаллическая трехместная кабина с капотом аллигаторного типа с углом открытия в 90 градусов с панорамным не открывающимся ветровым окном, с вентиляцией, отоплением и приспособлением для обмыва стекол и деревянный тентованный кузов универсального типа объемом в 2,9 куб. м с металлической оковкой и поперечными брусьями основания, открывающимся задним бортом и боковыми бортами с гнездами для установки дуг тента и оснащенные надставными решетками и откидными скамейками.

Автотранспортное средство оснащалось 150-сильным восьмицилиндровым V-образным четырехтактным верхнеклапанным карбюраторным двигателем ЗИЛ-131 рабочим объемом в 6 000 куб. см и пятиступенчатой коробкой передач. Для облегчения его запуска зимой имелся предпусковой подогреватель. Модель могла развивать скорость до 80 км/ч.

Имелась на машине и централизованная система регулирования внутреннего давления в шинах от 0,5 до 3,5 кгс/ кв. см. Среди других особенностей 3-осного «солдата» можно назвать также использование в конструкции для переднего моста зависимой подвески на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия и балансирной – на таких же рессорах для среднего и заднего. А рулевое управление имело гидроусилитель.

«Обувался» грузовик в специальные шины переменного давления размерности 12,00-20, которые устанавливались на дисковые колеса с разъемным ободом и распорным кольцом.

ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Как писалось в технической инструкции по обслуживанию ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. «… Новые модели автомобилей, естественно, оказались сложнее старых, они требуют более высокой культуры вождения, технического обслуживания и ремонта».  

Изготавливались машины, оснащенные горизонтальной червячной лебедкой и без нее. Последняя устанавливалась по требованию заказчика, обеспечивала рабочее усилие в 4,5 т (максимальное 5 т) и имела длину троса до 70 м. Она предназначалась для вытаскивания застрявших автомобилей или для самовытаскивания. Размещалась на переднем конце рамы.

Это, как говорится, теория. А что же на практике представлял собой ЗИЛ-131? Об этом мне рассказал мой хороший знакомый – водитель с большим стажем П. Е. Капский. За свою долгую трудовую жизнь через его руки прошло много различных автомобилей. Довелось ему в 80-е годы на протяжении некоторого времени возить бригаду рабочих на 131-м ЗИЛе. Как поведал Петр Евгеньевич, по сравнению с ЗИЛ-157 новый автомобиль по проходимости несколько уступал предшественнику, но превосходил его по другим качествам. Был более надежным, удобным в управлении и обслуживании, имел улучшенную компоновку и развивал большую скорость. Да и для работы водителя изготовители создали все необходимые условия, включая регулируемое кресло и хорошую обзорность из кабины.    

МОДИФИКАЦИИ

На базе ЗИЛ-131 отечественная автопромышленность выпускала несколько модификаций автотехники. Среди них грузовой автомобиль ЗИЛ-131А, не имевший экранированного и герметического электрооборудования и специальных осветительных приборов, седельный тягач ЗИЛ-131В с максимальной нагрузкой на седло 3,5 – 5 т (с лебедкой и без нее), предназначенный для работы со специальными полуприцепами массой от 7,5 до 12 т в зависимости от качества дорожного покрытия, а также ЗИЛ-131Х – транспортный автомобиль повышенной проходимости для эксплуатации в жарко-пустынной местности.

СПЕЦТЕХНИКА

Автошасси от 131-го послужило основой для целого ряда специальных автотранспортных средств. Одним из них стал унифицированный кузов-фургон КМ-131, названый так, потому что с небольшими изменениями в него можно было установить оборудование различного назначения. Основу его конструкции составил каркасно-металлический корпус, состоявший из пяти панелей – передней, двух боковых, задней и крыши, а также металлического основания и пола. Он оснащен окнами, находящимися в боковых панелях и скосах крыши, сзади находятся двухстворчатые двери и запасное колесо. Есть еще и К-131, отличающийся от «коллеги» наличием панелей из армированного пенопласта.

АТЗ-4,4-131

АТЗ-4,4-131

Широко использовалась модель и для создания топливозаправщиков, АТЗ-4,4-131, АТЗ-4-131, маслозаправщиков МЗ-131 и других. В послужном списке были и автоцистерны, предназначавшиеся для транспортировки и временного хранения нефтепродуктов. Одна из них АЦ-4,3-131 объемом в 4,3 куб. м имела резервуар для горючего и коммуникации, выполненные из алюминиевого сплава АМг-3. Такое нововведение позволило увеличить вместимость цистерны на 300 л по сравнению с АЦ-4,0-131 со стальным резервуаром с антикоррозийным покрытием.

Несмотря на то, что ЗИЛ-131 уже снят с производства, эти автомобили продолжают «служить». Они стоят на вооружении и армии Республики Беларусь.

В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Широко используются 131-е ЗИЛы и в различных областях народного хозяйства нашей страны. Их еще и сейчас довольно часто можно встретить на наших дорогах.

И НА ПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ
ПНС-110(131)

ПНС-110(131)

В свое время довольно много спецтехники в Советском Союзе на базе этого автомобиля изготавливалось и для МЧС (пожарной службы, входившей тогда в состав МВД).  Вот и на вооружении городского управления Министерства по чрезвычайным ситуациям стоит несколько таких автомобилей. Среди них станция пожарная насосная ПНС-110(131), предназначенная для подачи воды при тушении крупных пожаров из открытых источников на большие расстояния по магистральным рукавным линиям диаметром 150 мм, оснащенная пожарным насосом ПН-110 производительностью 110 л/с при высоте всасывания 3,5 м; заправщик воздуха 9Г-22М, использующийся для заправки аппаратов сжатого воздуха, применяемых подразделениями МЧС для работы в непригодной для дыхания среде.

Автомобиль пожарный рукавный АР-2

Автомобиль пожарный рукавный АР-2

В комплект его оборудования входит 10 воздушных баллонов общей емкостью 856 л. Есть еще автомобиль пожарный рукавный АР-2(131) – для тушения пожаров путем подачи струи воды или воздушно-механической пены через лафетный ствол производительностью по воде 60 л/с и по пене 25 куб м/мин. Эти и другие «огнеборцы», созданные на шасси ЗИЛ-131 в разные годы, демонстрировались на традиционных праздниках пожарной службы, проходящих ежегодно в конце июля в парке им. Горького.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
Фото автора.
В статье использованы материалы периодической печати и из архива автора.

Добавить комментарий

0
Вот это цифра