В процессе движения зрительный анализатор (глаза водителя) является основным источником информации об окружающей обстановке.
Реальная ситуация на дороге не обязательно во всем совпадает с картинкой, которую передали нам наши собственные глаза, потому что человек «видит мозгом», то есть наше зрение порой «дорисовывает» некоторые детали создаваемого зрительного образа. Дорога обозначает для нас себя зрительными образами – дорожными знаками, разметкой, воображаемой траекторией движения и дистанцией до видимой помехи на пути.
Помимо этого, перед нашим уже «промысленным» взором появляются несуществующие элементы. В этом каждый мог убедиться, когда в жаркий солнечный день замечал впереди на дороге миражи и фантомы – лужи с плещущейся водой, где ас-фальт был совершенно сух, расплывающиеся очертания дорожных знаков и так вплоть до изменения цвета на светофоре, когда нарушитель на все сто процентов убежден, что поехал на зеленый.
На зрительное восприятие влияют погодные условия, освещенность дороги, скорость движения и даже самочувствие водителя. Людям за рулем следует повнимательнее относится к своему зрительному восприятию. Плохое зрение снижает возможность следить за дорогой, что влечет за собой неизбежный рост дорожно-транспортных происшествий.Если природное зрение отличается от нормы, человек восстанавливает его с помощью оптической коррекции. А когда водитель с плохим зрением не носит ни очков, ни контактных линз, он тем самым подвергает себя и окружающих нешуточной опасности, потому что несовершенное зрение нарисует не совсем точную картину действительности.
В темное время суток нагрузка на глаза водителя значительно увеличивается. Ночное вождение заставляет водителя напрягать зрение. Ночью в человеческом организме вырабатывается «гормон сна» (мелатонин) именно благодаря ему человек может быстро заснуть и спать крепким сном. Избыток света снижает образование гормона, а снижение освещенности, наоборот, повышает синтез и секрецию мелатонина. Соответственно, чем темнее вокруг, тем больше мелатонина вырабатывается – повышается вялость и сонливость, что недопустимо при езде за рулем, а включать освещение салона или кабины нельзя.
Очки с ГРАДИЕНТНЫМ ПОКРЫТИЕМ (верхняя половина стекла темнее нижней) очень удобны для водителей – темный верх обеспечивает хорошую защиту глаз, когда взгляд направлен на дорогу, а светлый низ – хороший обзор панели приборной доски.
ПОЛЯРИЗОВАННЫЕ очки тоже часто используются водителями как солнцезащитные. Для тех, кому часто приходится находиться за рулем автомобиля, они позволяют защитить глаза от ослепляющего света фар встречных автомобилей. С помощью современных технологий на линзы наносятся поляроидные пленки, устраняющие блики (например, на воде). Антибликовое покрытие устраняет и “зайчиков”, возникающих на линзах – очки перестают отсвечивать. Мультипокрытие способно одновременно создать комплексную защиту: водоотталкивающую, антибликовую и от цара-пин. Тёмные поляризующие линзы, пропускают достаточно света, но в то же время отражают ультрафиолетовые лучи. Об этом говорят и наклейки с надписью «UV 400», что означает стопроцентную защиту.
Кстати, многие профессионалы-автогонщики обходятся без очков именно благодаря тренировке глаз в пути.
На остроту зрения влияет и питание. Для улучшения зрения рекомендуем любой поливитаминный комплекс, который всегда можно купить в аптеке. Чаще включайте в рацион бобовые, орехи, сыр, морковь, помидоры – продукты, богатые витаминами А и В2. Так вы повысите остроту зрения, способность различать цвета и хорошо видеть ночью. Нездоровое питание с недостаточным количеством витаминов и полноценных белков, а также увлечение быстрым перекусом на ходу в различных точках «фаст-фуда» может привести к «куриной слепоте» – временной неспособности различать очертания предметов в сумерках. Это очень опасно, потому что от ночной езды глаза утомляются сильнее, чем днем.