В следующем 2020 году хорошо сейчас известный за пределами Республики Беларусь историко-культурный комплекс “Линия Сталина” отметит свое пятнадцатилетие.
В настоящее время этот один из крупнейших военных музеев на территории бывшего СССР, расположенный недалеко от Минска, располагает большой коллекцией оружия и боевой техники. Некоторые экземпляры настоящие, предоставленные различными силовыми ведомствами нашей страны. Другие – новодел, предназначенные для участия в военно-исторических реконструкциях или установлены в качестве мишеней для стрельбы в зонах активности. Нынешним посетителям трудно представить ИКК без этих колесных и гусеничных машин. А ведь появились они не сразу, а постепенно с течением времени. Люди, которые создавали основу данной экспозиции, первые сотрудники ИКК Линии Сталина“ — воины-афганцы Анатолий Орлов, Валерий Царенок, Сергей Князь, Владимир Овсяников, ветеран Минского автозавода Михаил Аношко и др. по разным причинам уже не работают на “Линии Сталина”. А их дело продолжают специалисты реставрационной группы комплекса во главе с Владимиром Якушевым.
Поэтому хочется вспомнить об автотехнике, восстановленной и переделанной представителям первого поколения музейщиков. Эти люди приезжали на работу в шесть утра, а возвращались домой в полдвеннадцатого ночи.
Белорусский Studebaker
Одним из первых таких проектов стал Studebaker. История будущего автопарка историко-культурного комплекса “Линия Сталина” началась в начале 2000-годов на арендованной благотворительным фондом “Память Афгана” базе, располагавшейся в Минске в Степянке. Здесь на небольшой территории были установлены танковая палатка, где проводились основные ремонтные работы, а также находились изготовленные собственными руками верстаки, изгибочные станки и специально закупленные молотки, кувалды, зубила и пр.инструмент.
Studebaker в Степянке
“Перед нами была поставлена задача создать экспозицию ретро автотехники для будущего военного музея”, — рассказал Анатолий Орлов.
Одним из таких экспонатов должен был стать американский Studebaker. Вначале планировалось купить сохранившейся на киностудии “Беларусьфильм” оригинальный экземпляр. С этой целью реставраторы приехали в государственное учреждение.
“Машина тогда представляла собой металлолом, но нам нужда была его рама”, — объяснил Анатолий Орлов.
Тем не менее, руководство организации затребовало за покупку очень высокую цену, и от первоначальной идеи пришлось отказаться. “Мы бы машину восстановили, у нас было много энергии и желания ”, — высказал свое мнение воин-интернационалист.
Пришлось пойти другим путем. Решили использовать в качестве базы для переделки в “американца” отечественный грузовик ЗИЛ-157. Начались поиски необходимой модели. Ее долго искали, потому что нигде не могли найти. После долгих поисков удалось познакомиться в Минске с владельцем такого автомобиля. Автотехника располагалась возле Минского завода колесных тягачей. Стороны договорились о цене, и сотрудники фонда своим ходом доставили автотранспорт на базу в Степянку. Автомобиль находился в плачевном состоянии.
Участник военно-исторических реконструкций
Сняли двигатель, и Михаил Аношко занялся ремонтом. Он почистил “движок” и проверил работу. А потом его поставили на место. “Пока Михаил Аношко занимался мотором, Игорь Маргалик, Валерий Царенок, Сергей Князь, Владимир Овсяников и я ремонтировали кузов”, — отметил Анатолий Орлов.
Заменили сгнившие доски и другие деревянные детали. Зиловский капот заменили на “коллегу”, взятый от военного путеукладчика БАТ-М. А брызговики и подножки выгибались вручную.
Много времени ушло на сварку новой конструкции и зачистку образовавшихся швов. На весь процесс превращения ЗИЛ-157 в Studebaker у дружной команды ушел месяц.
Через некоторое время у Министерства обороны купили еще один 157-й, который тоже потом превратили в представителя заокеанского автопрома, поставлявшегося по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны в Советский Союз.
“Большую помощь нам оказал председатель благотворительного фонда “Память Афгана” Александр Михайлович Метла. Без его поддержки и непосредственном руководстве проведение такого масштабного проекта было бы невозможно”. – подчеркнул Анатолий Орлов.
БМ-13
P.s. Новодельные грузовики Studebaker на протяжении нескольких лет принимали участие в различных мероприятиях, проводимых благотворительным фондом “Память Афгана” и другими организациями. Сейчас они на ходу и продолжают эксплуатироваться в историко-культурном комплексе “Линия Сталина”. Один стал базой для реактивной установки БМ-13, а второй принимает участие в военно-исторических реконструкциях.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы А.Орлову и исполнительному директору ИКК “Линия Сталина” А.Метле