5 апреля исполняется 45 лет с того момента, когда на конвейере Волжского автомобильного завода началась серийная сборка уникального внедорожника ВАЗ-2121 “Нива” с постоянным полным приводом и несущим кузовом – основоположника нового класса.
В этот апрельский день 1977 года из ворот предприятия выехала первая полноприводная 3-дверная машина колесной формулы 4х4 полной массой 1610 кг, оснащенная 4-цилиндровым рядным двигателем мощностью 79 л.с. при рабочем объеме 1690 см3. Автором дизайна выступил сотрудник ВАЗа Валерий Сёмушкин.
Несмотря на пройденное время, комфортабельный “полноприводник” пользуется популярностью и сейчас (с 2006 по 2021 год под именем Niva 4×4, с 2021 года – Lada Niva Legend). Его продолжают выпускать не только в России, но и в других странах. ВАЗ-2121 послужил базой для автомобилей дорожной инспекции, спецтранспорта спасателей на водоемах, машин выездных технических бригад, егерей и ряда других модификаций. Существуют эксклюзивные версии и в единичных экземплярах с кузовами пикап, ландоле, фургон и др.
Пользуется “Нива” спросом и у белорусских автолюбителей.
Дмитрий Рубацкий, директор минской фирмы “Оффроуд стейшн ”, занимающейся подготовкой и обслуживанием внедорожников, и один из основателей команды “Wolfree offroad” пять лет назад решил приобрести какой-нибудь джип. Поиск продолжался два месяца, пока приемлемый экземпляр не был найден. Выбор пал на отечественный внедорожник “Нива” ВАЗ-2121 1989 г.в. Хозяин автомобиля купил его еще в советское время, но уже давно не эксплуатировал автотехнику. Она находилась в идеальном состоянии и в родной комплектации.
После покупки Дмитрий Александрович стал регулярно выезжать в лес и испытывать модель на прочность, пока однажды чуть не утопил ее.
“Я понял, что для такой езды требуются специальные доработки”, – отметил Дмитрий Рубацкий.
Автолюбитель начал изучать этот вопрос и ознакомился с опытом других владельцев российских внедорожников. Наконец, Дмитрий приступил к работе. Он поставил колеса большего диаметра, установил блокировки и шноркель.
“Получилось все неплохо, но этого для меня оказалось много”, – объяснил владелец ВАЗ-2121. И уже в 2018 году он стал постоянным участником различных соревнований, после чего стало ясно, каких именно доработок требует автомобиль.
Минчанин полностью разобрал автомобиль и собрал его заново. На сегодняшний день от базовой комплектации остался только усиленный кузов, а все остальное – новодел. Двигатель от Лады Веста, установлена измененная трансмиссия, усилены привода и карданные валы.
Сейчас Дмитрий Рубацкий является одним из самых активных белорусских автоспортсменов и членом отечественного оффроуд-движения.
Юрий Заяц, директор Музея железнодорожной техники в Бресте, своего “железного друга” ВАЗ-2124 2013 года выпуска купил несколько лет назад в одном из местных автосалонов. Он целенаправленно искал новую “Ниву” без пробега.
“До покупки ВАЗ-2124 я ездил на другой модели Волжского автозавода ВАЗ-2104, поэтому хорошо знал, с какими проблемами могу столкнуться”, – рассказал Юрий Михайлович.
Юрий Заяц не считает себя типичным владельцем внедорожника, к которым, как правило, относятся рыбаки и охотники. Автотехника ему, в основном, нужна для езды по городу. По мнению автолюбителя, в отличие от других моделей, его автомобиль имеет ряд преимуществ: короткая база, большой дорожный просвет и нет никаких проблем с парковкой в городских условиях.
“Нива” эксплуатируется в течение всего года и уже проехала почти пятьдесят три тысячи километров. За это время серьезных поломок с ней не было. Никаких конструктивных изменений своего автотранспортного средства хозяин не проводил, хотя ему нравятся тюнингованные машины. Сейчас все ограничивается плановыми профилактическими работами и техническими осмотрами.
И еще одна история
В свое время владельцем ВАЗ-2121 был известный артист драмы, ведущий мастер сцены заслуженного коллектива Республики Беларусь минского Театра-студии киноактера Национальной киностудии “Беларусьфильм” Анатолий Голуб. В середине 90-х годов Толя, тогда еще молодой актер, с коллегами поехал на гастроли по югу Франции.
“До этой поездки я заработал неплохие деньги. И вместе с теми, которые я рассчитывал получить во время гастролей, получалась приличная сумма. Её я и планировал потратить на покупку в этой стране 3-дверного пяти или шестилетнего Range Rover “, – рассказал Анатолий Голуб.
Однако получилось так, что когда завершились все концерты, в стране наступили большие каникулы. Все магазины закрылись. Но очень не хотелось возвращаться домой на поезде. К счастью, нашелся знакомый – выходец из СССР, который работал в Париже переводчиком в одной из арабских фирм, занимавшейся реставрацией Лувра. В свободное от основной работы время он занимался перепродажей советских автомобилей. Вместе они поехали в один из пригородов французской столицы, где минчанин увидел красную “Ниву” ВАЗ-2121. Модель понравилась, и наш земляк купил ее с оформлением всех положенных документов.
“Как она могла не понравиться. Вся в спойлерах, рекардовские сидения, металлические дуги, спортивный руль, наклейки “Париж-Дакар” и пр. особенности”, – вспомнил Анатолий Вячеславович.
Потом еще в течение недели актер вместе с женой снимали номер в одной из гостиниц на Монмартре и знакомились с достопримечательностями Парижа. В один из дней они поехали осматривать “Гранд-Опера” – государственный оперный театр, крупнейший центр французской музыкально-театральной культуры, купол которого расписал Марк Шагал. Но из-за парковки в неположенном месте едва не пришлось заплатить большой штраф. К счастью, сотрудницу местной полиции все же удалось уговорить, и Анатолий отделался, можно сказать, лишь легким испугом.
Домой в Минск семейная пара отправилась на собственном автомобиле, куда доехала не без приключений.
Через пять лет после приобретения Анатолий Голуб продал свою “французскую покупку”.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора, Дм.Рубацкого, Ю.Зайца и А.Голуба
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ “Москвич” №17 – новая модель Вадима Покровского