Историко-культурный комплекс “Линия Сталина” хорошо известен как в нашей стране, так и далеко за пределами Республики Беларусь.
Ежегодно сюда приезжают тысячи посетителей, чтобы увидеть не только большую экспозицию раритетной военной техники, но и стать зрителями проходящих здесь многочисленных военно-исторических реконструкций. Наряду с оригинальными боевыми машинами в них принимают участие и копийные, созданные реставраторами ИКК в точном соответствии с сохранившейся документацией. Количество таких моделей постоянно растет. К сожалению, реальных “участников” сражений, особенно Великой Отечественной войны, в Беларуси находят крайне редко, обычно только их отдельные узлы и агрегаты, которые наряду с самодельными деталями используют для создания новых экземпляров. Раньше упор делался на гусеничные конструкции, а теперь – на колесные.
“Нам для военно-исторических реконструкций не хватает колесных автомобилей. Поэтому мы решили приступить к изготовлению такой автотехники”, – объяснил исполнительный директор ИКК “Линия Сталина” и идейный вдохновитель всех проектов Александр Метла.
Создание копийного Sd.Kfz.222
Сейчас на поле боя колесные машины представляют грузовые и легковые автомобили, а бронемашин практически нет. Своеобразным их представителем много лет является камуфляжный бронетранспортер БТР-40, сражающийся на стороне “немцев”. Но уж очень он не похож на реальную технику врага, что замечают и посетители музейного комплекса. Потому и возникла необходимость в появлении модели, в большей степени напоминающей настоящую германскую.




И вот сделан первый шаг в данном направлении. Около пяти месяцев назад мастера-реставраторы музея под открытым небом – историко-культурного комплекса “Линия Сталина” приступили к изготовлению реплики бронеавтомобиля Sd.Kfz.222, стоявшего в годы Второй мировой войны на вооружении немецкой армии. Такая бронетехника создавалась для разведывательных батальонов танковых войск вермахта и имела на вооружении 20-мм пушку KwK и спаренный с ней пулемет MG 34.

Вначале группа специалистов во главе с Владимиром Якушевым собрала всю необходимую документацию для предстоящей работы. В интернете были найдены многочисленные фотографии 222-го. А еще пригодились книга “Танки на поле боя” с подробным описанием броневика и его чертежи в масштабе 1:35, разработанные для моделистов-коллекционеров.
“При создании новодела мы воспользовались запчастями от внедорожника Toyota Land Cruiser 75, которые у нас были”, – отметил Владимир Якушев.
От японской машины были взяты двигатель, мосты, коробка передач и раздаточная коробка, гидроусилитель руля, тормоза и карданные валы. Остальные конструктивные элементы – самодельные. Колеса сняли с военной полевой кухни.
Основу конструкции составляет корпус, собранный из стальных листов толщиной 7 мм.
Внутренняя планировка 3-местного БТР максимально приближена к реальной. На место водителя установили сидение от грузовика ГАЗ-66, а на два других – самоделки.
Орудие бронетехники – это специально переделанная для стрельбы с помощью газ-шутинга (газокислородной смеси) 37-мм советская зенитка, а пулемет – копийный образец MG 34, использовавшийся ранее игроками в пейнтбол.
Реставраторы уже совершили первый пробный проезд на своем новом автомобиле по территории ИКК “Линия Сталина”.

P.s. Сейчас копийный Sd.Kfz.222 находится в разобранном состоянии. Все детали сняты и пескоструятся. Потом их покрасят и соберут вместе. Возможно, реплика примет участие в первой военно-исторической реконструкции в феврале 2020 года, посвященной Дню защитника Отечества.
Уже определен следующий проект – создание советского 3-осного бронеавтомобиля БА-10. Для него будут использованы рама от грузовика ЗИЛ-157, запчасти от 157-го и ГАЗ-53. На модель установят оригинальную башню от танка Т-26, имеющуюся в фондах музея.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора и ИКК “Линия Сталина”