Во времена Советского Союза на Минском автомобильном заводе выпускалось
всего несколько моделей грузовых автомобилей и прицепной техники к ним.
Государственная система распределения автотехники обеспечивала ее
реализацию во всех регионах огромной страны.
Но вот пришло другое время, и в рыночных условиях требуется производить автотранспортные средства, необходимые потребителям. Поэтому минчане выпускают сейчас уже несколько сот моделей и модификаций автомобилей и прицепов. Этот модельный ряд постоянно расширяется. Очередной новинкой автозаводцев в ближайшее время должны стать микроавтобусы.
Потребность в создании собственной автотехники класса “ГАЗель” возникла давно. Сейчас эти российские микроавтобусы выполняют большой объем работ. В основном они используются в качестве маршрутных такси. Но, как говорят сами автоперевозчики, эти машины ненадежны и расходы на их эксплуатацию довольно высоки. Нет проблем и с запчастями к ним. Но дешевое – не значит самое лучшее. Качество таких изделий весьма низкое. А установка на них пластмассовой крыши (не заводского производства) только снизила безопасность перевозки пассажиров. Когда крыша была металлической, она являлась связующим элементом конструкции машины, а теперь такой опоры уже нет. Обычно эксплуатируются “россияне”, как правило, не больше года и едва окупают все затраты, связанные с ними.
А покупка зарубежной автотехники, тем более в нынешнее время, дорогое удовольствие.
Минский автомобильный завод выпускает автобусы разного назначения, которые пользуются популярностью. “А почему бы предприятию не заняться и производством микроавтобусов?”, – решили автозаводцы. Первые шаги в данном направлении были предприняты в середине прошлого года. Вначале минчане стали искать европейских партнеров с целью реализации их автотехники по наиболее приемлемому соотношению цены и качества. Но оказалось, что самыми оптимальными в этом оказались модели египетской компании ZAHAV.
МАЗ-181 и МАЗ-182
В декабре 2010 года руководство Минского автозавода продемонстрировало представителям средств массовой информации целый ряд новых моделей, производство которых намечалось на следующий 2011 г. Среди них находились и два микроавтобуса: 12-местный МАЗ-181 и 8-местный МАЗ-182. Демонстрировались они и потенциальным потребителям, которые заинтересовались небольшими автобусами. Практически сразу появились и желающие приобрести такую автотехнику. Их интересовала цена новых МАЗов. Но фактически это были модели ZAHAV ZA400SDL и ZAHAV ZA400SD египетской фирмы с одноименным названием. Ее штаб-квартира находится в Лондоне. Оба автотранспортных средства предприятие получило безвозмездно от компании “MAZ Project Ltd” по итогам успешных переговоров, проходивших в Англии. Машины предназначались для проведения испытаний, изучения их технических характеристик и пр. А в дальнейшем автозаводцам разрешалось использовать их для собственных нужд.
ПОД МАРКОЙ МАЗ
Летом нынешнего года в одном из филиалов автозавода – на заводе “Могилевтрансмаш”, начнется производство первой модели микроавтобуса – 12-местного МАЗ-181. Для этого в Могилеве уже выделены необходимые производственные мощности (раньше здесь изготавливалась другая продукция). Приобретается необходимое оборудование и инструменты.
Автотранспортное средство представляет собой почти 5,5-метровую конструкцию, предназначенную для городских и междугородних (региональных) перевозок. Оно оснащено 4-цилиндровым дизельным рядным двигателем GW2.8TC-2 Euro-3 максимальной мощностью в 102 л.с., рабочим объемом 4,488 л и 5-ступенчатой коробкой передач. Расход топлива 9 л при стандартной скорости в час.
Пока все комплектующие будут поставляться из-за рубежа. Перевозки машинокомплектов в нашу страну станут производиться через порт литовского города Клайпеда. А могилевчане займутся только окончательной сборкой машин. Но постепенно уровень импортных узлов и агрегатов станет снижаться, а отечественных повышаться. Планируется, что их доля составит 30 %. Это позволит получить все необходимые документы и продавать автомобиль как продукцию, сделанную в Республике Беларусь. А в дальнейшем белорусская составляющая возрастет до 50 %.
“На данном этапе нет смысла заниматься освоением изготовления штампо-сварного кузова. В настоящее время это дорого при современных объемах производства”, – рассказал корреспонденту “АД” зам. генерального директора ОАО “МАЗ” по техническому развитию Д.В. Короткевич.
В этом году автопредприятие планирует изготовить 200 единиц автотехники. Первые два автомобиля должны появиться в июне. А потом они отправятся на испытания, которые будут проходить в нашей стране и за рубежом.
Со второй половины 2011 года МАЗ-181 будет собираться небольшими партиями.
Вначале микроавтобусы смогут приобретать только отечественные потребители. А потом автотехника начнет поставляться и в сопредельные государства.
И ДРУГИЕ МОДЕЛИ
В дальнейшем производственная программа предусматривает также выпуск двух моделей микрогрузовиков грузоподъемностью 1,5 и 3 т.
P.s. Остается надеяться, что планы столичных автозаводцев успешно реализуются. И новая продукция автопредприятия станет такой же популярной и востребованной у потребителей, как и другие модели марки МАЗ.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
Автор выражает благодарность зам. генерального директора ОАО “МАЗ” по техническому развитию
Автор выражает благодарность зам. генерального директора ОАО “МАЗ” по техническому развитию
Д.В. Короткевичу за оказанную помощь при подготовке материала.
Фото автора.
Фото автора.