С 1970 по 1979 годы на Минском автомобильном заводе серийно выпускался седельный тягач МАЗ-504В колесной формулы 4х2. Этот автомобиль, оснащенный дизельным 240-сильным 8 цилиндровым V-образным двигателем ЯМЗ-238, в основном, предназначался для дальнемагистральных перевозок. Со временем большинство из этих тягачей были списаны в металлолом. Отдельным экземплярам повезло больше. Эксплуатировавшие их автохозяйства нашли им другое назначение, что продлило жизнь таким автомобилям.
Балластный тягач МАЗ-504В
В 2009 году минский мастер-моделист Сергей Дорофей в интернете на одном из автомобильных сайтов случайно увидел фотографии созданного на шасси седельника МАЗ-504В балластного тягача. Он эксплуатировался в 7-м автобусном парке российской столицы. На стандартную серийную автотехнику москвичи установили кузов собственной конструкции и разместили в нем бетонные блоки. В таком качестве автомобиль использовался для доставки неисправных автобусов к месту ремонта.
“Не знаю, кто сделал эти фотографии, но автомобиль очень заинтересовал меня”, – отметил Сергей Дорофей.
Создание копийной модели “балластника”
Минчанину захотелось сделать масштабную копию такого грузовика, и он занялся поиском необходимой документации. В результате удалось найти еще несколько более подробных фото “балластника”. На основе их моделист разработал чертежи будущего миниавтомобиля в разных ракурсах с учетом материалов, с которыми в то время он работал.
К моменту начала работ над масштабной копией Сергей Дорофей и его коллега Дмитрий Тиханович уже наладили производство миниатюрного МАЗ-504В. И оставалось только прочертить кузов.
“Я прикинул, как кузов будет располагаться относительно рамы, и сделал чертежи с видами сбоку, сверху и сзади”, – уточнил мастер-моделист.
Производство модели балластного тягача на базе МАЗ-504В началось в 2010 году. Тогда основными модельными материалами являлись пластик и металл. Рама была пластиковая, изготовленная вручную. А вот передняя подвеска, амортизаторы, детали двигателя и др. (порядка двадцати минидеталей) – металлические.
Что же касается кузова, то его изготовили методом фототравления. Чтобы сохранить внешнюю фактуру для его бортов минчане в Санкт-Петербурге заказали специальное рифление.
Дмитрий Тиханович из гипса сделал миниатюрные блоки, напоминавшие оригинальные из бетона и вклеил их. Он так же паял дышла, висевшие сбоку, и красил кабины с соблюдением всех особенностей их прототипов.
Данный “балластник” выпустили ограниченной партией всего в количестве одиннадцати экземпляров, которые все отправились в Россию. Больше изготавливать их не планировалось.
Неожиданное продолжение
Прошло семь лет, и Сергею Дорофею неожиданно вновь пришлось вернуться к данной теме. К нему обратился коллекционер из Благовещенска, который на одном из аукционов приобрел копию балластного тягача МАЗ-504В. Все дело в том, что она находилась в поврежденном состоянии. По неизвестной для моделиста причине у его модели оказалась поврежденной кабина. И пришлось заняться ее ремонтом. Тем более, что за прошедшее время усовершенствовалась технология изготовления моделей и появились новые более качественные материалы для их производства.
“У нас произошел большой ряд конструктивных изменений”, – объяснил Сергей Дорофей.
На смену раме ручного производства пришла отфрезерованная на станке, появилась обновленная кабина с более правильной облицовкой и решеткой, с тщательной проработкой салона (сидений, панели приборов и пр.). На моделях уже ставилась другая светотехника, колпаки на колесах с фототравлением, карданные валы и шарниры, рессоры и др.
А главное, на смену традиционным пластику и металлу пришло вакуумное литье.
“Раньше металл применялся потому, что он позволял качественно изготавливать детали. Они получались хорошо и не требовали особой обработки, что не получалось при изготовлении их из пластика. Теперь же с появлением литья с вакуумом, мелкие детали стало проще и точнее сделать из смолы ”, – рассказал Сергей Дорофей.
Сейчас металл используется только для фототравления мелких элементов конструкций моделей.
Так появился единственный представитель второго модельного поколения балластного тягача МАЗ-504В.
P.S. В настоящее время Сергей Дорофей не планирует возобновления производства модели “балластника” МАЗ-504В.
“А если все же мне придется возобновить производство данной модели, то она будет отличаться от предыдущей версии”, – добавил мастер-моделист.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото С.Дорофея
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ АБЕ на шасси МАЗ-501