«Ты ненормальный» – сказал мне в начале состязательного дня один из участников. «В выходной, да еще в минус 30, ехать куда-то на целый день…» Однако я не один не такой. Виной всему – соревнования по ралли-спринту, проходившие в минувшую субботу в районе городского поселка Ушачи.
Ралли-спринт – это ралли в миниатюре: гонка проводится в сжатом формате всего за один день! Причиной этому служит предельно короткая дистанция спецучастков. 4 февраля раллистам в «боевом» режиме необходимо было преодолеть чуть меньше 30 километров, что по меркам раллийных состязаний очень мало. Для сравнения – суммарная дистанция СУ «Рождественского ралли», прошедшего в декабре, равнялась 80 км.
Возможно, именно это стало одним из факторов, «благодаря» которому соревнование собрало не слишком много участников. По крайней мере, таково мнение постоянных болельщиков, пристально следящих за дисциплиной. Вполне обоснованное предположение – особенно если добавить к этому низкую температуру воздуха и удаленность места проведения соревнований. Таким образом, на старт первого ралли-спринта в 2012 году вышло всего 13 экипажей. Опять-таки, для сравнения – «Рождественское ралли» сосредоточило под свои знамена вдвое больше спортсменов (27 экипажей). Справедливости ради отметим, что на декабрьской гонке состязались не только белорусы, но и экипажи из Украины и России (при этом соревнование несло статус Кубка Дружбы).
Еще один примечательный момент – в протоколах и других официальных документах февральские заезды под Ушачами именовались исключительно как Кубок «Jaf-Tea» по ралли-спринту или соревнования по вышеуказанной дисциплине. Но нигде не было и намека на словосочетание «чемпионат Беларуси», хотя ранее гонки проводились именно в таком статусе. Что изменилось теперь? С таким вопросом мы обратились к постоянному организатору ралли в Беларуси Александру Зайцеву:– Давайте откроем Закон РБ «О физической культуре и спорте». В нем указано, что проводить соревнования статуса чемпионата или кубка страны могут исключительно Федерации или другие госорганы. При организации чемпионата Беларуси есть много аспектов, которые я как индивидуальный предприниматель выполнять не могу. Я ведь не имею права нарушать закон, верно? При этом в плане проведения соревнования на Кубок «Jaf-Tea» не хуже, чем чемпионат Беларуси.
Конечно, сейчас мы могли сотрудничать с Федерацией и организовать совместный турнир национального ранга. Просто мы решили сделать вот такие соревнования. Отмечу, что никаких проблем и коллизий между мной и БАФ нет.
Трасса для ралли-спринта пролегала в окрестностях деревень Ушачского района. Маршрут гонки состоял из двух допов, помноженных на четыре проезда в обе стороны. В общем, спортсменам предстояло преодолеть 8 спецучастков. Особенно организаторы постарались со спецучастком «Замошье» – здесь дорога принимала петляющую траекторию: то вздымалась на холмах, то падала на низинах. Словом, впечатляло. Особый колорит вносила деревушка, через которую пролегал маршрут. Правда, близкое расположение домов и прилегающих к ним участков заставляло встревожиться – а что, если какой-либо экипаж выйдет из виража слишком широко? К сожалению, на СУ-4 опасения воплотились в реальность. Столичный экипаж Юрия и Александра Янковских совершил неточность на входе в один из поворотов. А под колесами VW Golf оказался голый лед, раскатанный предыдущими участниками. Немецкий автомобиль, лишившись возможности повернуть, по прямой перемахнул через небольшой снежный бурт и влетел в забор одного из домов! К счастью, экипаж не пострадал. Лишь на лице штурмана были замечены порезы от разбившегося стекла пассажирской двери.
Для действующего чемпиона Беларуси Сергея Вязовича гонка не задалась уже на первом спецучастке. На его Subaru Impreza возникли проблемы с задним приводом. Сразу после первого участка экипаж принял решение не продолжать борьбу. Кроме чемпиона, проблемы также коснулись Андрея Цыганкова и Дмитрия Якимахо. Оба гонщика ошиблись при пилотировании и вылетели с траектории. При этом для возврата на трассу необходима была посторонняя помощь. Однако по регламенту соревнований любая подмога со стороны болельщиков либо машины безопасности запрещена – экипаж автоматически считается сошедшим с дистанции. Тем не менее, спортсмены продолжили соревноваться – однако уже вне зачета гонки.
Победителем первого ралли-спринта в 2012-м году оказался Андрей Голобородько. Отличные шансы на триумф были у Юрия Грищенкова. Минчанин выиграл три СУ подряд (со второго по четвертый), однако в самый неподходящий момент отказала турбина… Быстрее всех остальные спецучастки (за исключением пятого) проехал Борис Лукомский. Но даже такой победный марш не обеспечил необходимого временного запаса над Голобородько. Тем более что на большинстве спецучастков итоговый победитель шел если не вровень с лидером, то, по крайней мере, уступал лишь доли секунд.
Следующий этап Зимнего Кубка «Jaf-Tea» по ралли-спринту планируют провести 25 февраля (запасная дата – 4 марта). С местом для соревнований организаторы определятся позднее.