Охотники за нарушителями

Просмотрено

1

На прошлой неделе интернет-проекту минской милиции «Перехват» исполнился ровно один год. Несколько месяцев тому назад – осенью 2012-го – мы уже беседовали по поводу этого резонансного не только для столицы, но и для всей республики «ноу-хау» байнета с его автором – начальником пресс-службы ГУВД Мингорисполкома Александром Ластовским. Но тогда проект только начинал набирать обороты и разговор больше сводился к своеобразному «ликбезу», раскрывавшему идею и предпосылки появления «Перехвата», особенности пользования специализированным сайтом perehvat.gov.by да инструктированию пользователей глобальной сети, решивших присоединится к проекту. Сейчас, когда «Перехват» перешагнул годовой рубеж, наш корреспондент снова встретился с его создателем, чтобы предметно обсудить не столько планы на будущее, сколько реализацию намеченного ранее. Ведь, как показало время, большинство сообщений, поступающих в «Перехват», напрямую касаются участников дорожного движения – водителей и пешеходов, а основной пласт работы с поступающей информацией ложится на плечи Госавтоинспекции.

– Александр Андреевич, анализ любого явления в первую очередь начинается с исследования качественно-количественных показателей. Что можно сказать в этом отношении о проекте «Перехват»?

– Трудно не согласится. Действительно, одним из самых важных критериев оценки эффективности проекта как для меня, так, думаю, и для всех пользователей являются именно эти показатели. Правда, с одной оговоркой – мы не будем выносить на первый план общее число поступивших сообщений, количество которых на январь 2013-го перевалило за 15 тысяч, а остановимся на тех, которые реально послужили основанием для начала административного процесса. Так, только за прошлый год информация с «Перехвата» позволила привлечь к административной ответственности свыше 1000 нарушителей ПДД с наложением на них соответствующих взысканий. Также благодаря «перехватчикам» в Минске появилось более 300 свободных парковочных мест – именно столько неэксплуатируемых автомобилей (т.н. «автохлама») было убрано с улиц и дворов нашей столицы. Помимо этого, за время существования проекта в рамках операции «Светофор» по сообщениям наших пользователей устранено порядка 500 проблем улично-дорожной сети, в т.ч. – поломок светофорных объектов, дефектов дорожного покрытия, выбоин во дворах жилых домов. При этом не остались в стороне и другие вопросы нашей повседневной жизни – будь то пьянство у подъезда или навязчивая (и, что самое главное, несанкционированная) торговля в общественных местах. Всего по сообщениям небезразличных граждан, ставших активными участниками проекта, за 2012-й год к различным видам административной ответственности привлечено свыше 800 подобных нарушителей.

– Другими словами, «перехватчики» – это своего рода «охотники за нарушителями»…

– Не совсем так. Для наглядности приведу пример. Первой масштабной инициативой в рамках проекта стала операция «Автохлам», не утратившая своей актуальности и по сей день. Она представляет собой уникальную возможность посредством сети Интернет сообщать информацию о местонахождении бросовых автомобилей для их последующей эвакуации. Механизм реализации предельно прост: перехватчик сообщает об автохламе на сайт «Перехвата», мы переадресовываем поступившую информацию в Госавтоинспекцию, ГАИ устанавливает его владельца, а ЖЭС направляет тому уведомление с требованием убрать неэксплуатируемый автомобиль на охраняемую стоянку. В случае невыполнения законных требований автохлам может быть эвакуирован принудительно, а затем – утилизирован. Теперь давайте разберемся, где здесь охота за нарушителями? Во-первых, хозяин отслужившего и, фактически, отжившего свое стального коня ничего не нарушает, держа его под окнами своей квартиры, хотя число по-житейски понятно, что данное авто занимает столь драгоценное парковочное место. Во-вторых, информация, поступившая от «перехватчика» о неэксплуатируемом автотранспорте носит характер уведомления и даже несет определенные положительные моменты для самого автовладельца, потому как сотрудники Госавтоинспекции заблаговременно предупредят его о возможной принудительной эвакуации и утилизации проржавевшего транспортного средства. Тем самым человеку будет предоставлено право и время, чтобы самостоятельно определить судьбу видавшего виды «Москвича» или в конец развалившейся иномарки.

– В то же время Вы говорите сотнях привлеченных к административной ответственности за нарушение ПДД…

– Согласен. Но я и не утверждал, что «Перехват» – проект «мягкий и пушистый». Он с самого своего зарождения был ориентирован на совместное противостояние граждан и милиции самым разнообразным негативным проявлениям нашей повседневной действительности. Правда, изначально на интернет-пользователей возлагались надежды как на помощников в розыске преступников и правонарушителей. Но вскоре сами «перехватчики» скорректировали механизм «Перехвата», придав ему свойства, изложенные в «теории разбитых окон». Как гласит эта теория, если в доме вовремя не застеклить разбитое окно, то вскоре в этом доме не останется ни одного целого окна. Другими словами, никогда нельзя оставлять без внимания мелкие нарушения, ведь впоследствии они могут вырасти в крупные проблемы. Ведь где гарантия, что водитель, единожды избежавший наказания за бутылку пива за рулем, позже не выпьет бутылку водки и не собьет на дороге ни в чем не повинного пешехода или не отправит на тот свет своих пассажиров? То же самое можно сказать и о самых распространенных сообщениях «перехватчиков» – нарушениях правил парковки, проездах «особо одаренных» водителей на запрещающие сигналы светофора, нарушениях требований разметки и дорожных знаков.

Тут отдельно хотелось бы остановиться на эксперименте по привлечению к административной ответственности нарушителей Правил дорожного движения на основании фото- и видеоматериалов «перехватчиков». Платформой для его проведения стало то обстоятельство, что сейчас многие водители фиксируют различные правонарушения на дороге при помощи разнообразных технических средств и направляют видеозаписи в ГАИ для принятия решений. Вся эта деятельность достаточно хаотичная, ведь каждый заявитель действует по своему усмотрению. Интернет-проект «Перехват» же попытался стать посредником между гражданами и инспекторами ГАИ.

У каждого пользователя байнета появилась уникальная возможность направлять на сайт проекта perehvat.gov.by свои видеозаписи с фиксацией грубых нарушений ПДД: совершение дорожно-транспортных происшествий и скрытие с места их совершения, обгон и выезд на встречную полосу движения, пересечение сплошных линий разметки, игнорирование запрещающих сигналов светофора и дорожных знаков, непропуск пешеходов, создание аварийных ситуаций и т.д. Если данная видеозапись соответствовала условиям эксперимента, то впоследствии она направлялась нами в ГАИ для дачи правовой оценки.

На момент появления этой идеи наказание нарушителя по фото и видео казалось утопией и фантастикой. Но это только – на тот момент. Первый успешный «перехват» состоялся уже на 10-й день после старта эксперимента. Тогда водитель автомашины Рено, проехавший перекресток на запрещающий сигнал светофора, попал в объектив видеорегистратора «перехватчика» и впоследствии был привлечен к административной ответственности. В целом же за два месяца проведения эксперимента к ответственности было привлечено 142 правонарушителя: 83 раза – по фото, 59 – по видеозаписям перехватчиков.

Этот эксперимент получил в обществе скандальную известность. Те водители, которые привыкли ездить, не соблюдая ПДД, предчувствуя скорый конец своему невежеству на дороге, даже предпринимали попытки подорвать моральный дух «перехватчиков» оскорблениями (в основном из числа воровского жаргона). Однако их усилия оказались напрасными: 99% белорусов желают сделать дороги безопасными и избавить их от потенциальных убийц.

– Все ли материалы «перехватчиков» в последующем трансформируются для нарушителей в административные протоколы?

– Нет. И связано это не только с тем, что некоторые «перехватчики» не совсем правильно оформляют свои сообщения (не указывают адрес, по которому, по их мнению, совершено нарушение ПДД, время совершения, на фото- видео- не отчетливо видны госномера предполагаемого нарушителя). Иногда, например, очевидное для пользователя и простого обывателя игнорирование Правил дорожного движения с точки зрения закона и сотрудников Госавтоинспекции таковым вовсе не является. Приведу недавний пример. 31 января нынешнего года на сайт perehvat.gov.by поступило следующее сообщение: «Припарковался на тротуаре, чем создал помеху пешеходам и машинам для проезда на парковку (как минимум 3 свободных места там есть). Левкова, 13. 31.01.2013 15:50».

По фотографии, прилагаемой к текстовой информации, было видно, что машина на самом деле припаркована с нарушением действующих Правил дорожного движения. Нарушение, казалось бы, однозначное – такая парковка создала непреодолимые препятствия как для пешеходов, так и для остальных водителей. Но это только на первый взгляд.

В ходе проведения проверки было установлено, что владельцем автомашины «Фиат Дукато» является жительница Минска. Но в беседе женщина пояснила, что этой автомашиной управляет ее муж – индивидуальный предприниматель, который осуществляет грузоперевозки по всей Беларуси. В этот день по адресу, где авто было запечатлено «перехватчиком», мужчина оказывал услуги ЧУП «Куп-Мебель» и осуществлял погрузочно-разгрузочные работы. В пункте ПДД 143.14 указано, что остановка транспортных средств допускается для транспортных средств, обслуживающих торговые и другие организации, расположенные непосредственно у тротуаров, на время выполнения работ либо загрузки (разгрузки) транспортного средства при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, в действиях водителя машины Фиат нарушений ПДД нет. Поэтому общение с инспекторами ГАИ, проводившими проверку, он может записать себе в актив как «профилактическую беседу о недопустимости нарушения ПДД» и не более того. Причем это не первый случай, когда информация частично или вовсе не находит своего подтверждения. Тем не менее, доводы перехватчика казались вполне логичными, да и по снимку не разобрать, что в этот момент идет погрузка-разгрузка товара обслуживающим автомобилем. Однако стоит отметить, что сотрудники Госавтоинспекции профессионально и грамотно разобрались в ситуации. Это еще раз свидетельствует – никто не может быть привлечен к ответственности за то, чего не совершал. И даже если человек оказался среди «героев» проекта «Перехват», это совсем не означает, что он виновен – вопросы виновности или невиновности находятся в ведении не этого виртуального проекта, а компетентных служб. К примеру, ГАИ.

– И последний, традиционный, вопрос: много ли из намеченного при создании проекта удалось реализовать на сегодняшний день?

–  Последние месяцы прошлого года показали: не в количестве операций и эпатажности их названий кроется секрет успеха интернет-проекта «Перехват». Более важное значение для белорусов имело распространение сферы действия «Перехвата» на другие области. Сегодня основная работа по модерации сообщений и информированию аудитории осталась за пресс-службой ГУВД Мингорисполкома, в то время как каждое областное УВД ответственно за работу с сообщениями своих региональных перехватчиков.

Первоначальные плоды такой работы отмечаются в региональных сообщениях отметкой «СООБЩЕНО», а конечные итоги находят свое место в «синей ленте» сайта perehvat.gov.by. Сегодня наиболее активно «перехватывают» УВД Могилева, Минской области и Гомеля, Бреста. Ниже активность в Витебске и Гродно. Надеемся, это временное явление.

Что же касается дальнейшего развития проекта, то прогнозировать его не берусь ни я сам, ни команда «Перехвата», потому что этот аспект во многом определяет аудитория. Тем не менее, в этом году проект будет уделять внимание качественной доработке уже имеющихся операций, а не гнаться за количеством и разнообразием новых. Ведь с наступлением весны вернется необходимость в операциях «Стакан» (борьба с распитием спиртного в общественных местах) и «Автохлам», призванный очищать дворы от ржавого автотранспорта.

Расширится и медийное присутствие проекта. Сегодня контент «Перехвата» регулярно находит свое место в постоянной рубрике ведомственной газеты МВД «На страже», а также в еженедельной программе «РадиоПерехват», которая выходит на «Радио «ОНТ». Также недавно был запущен официальный интернет-блог «Перехвата» на сайте «ОНТ», который будет дублировать самые яркие события из жизни сайта perehvat.gov.by. Планируется, что в скором времени лучшие фотоматериалы и видеозаписи будут транслироваться в новостных программах этого телеканала.

Кроме того, в процессе подготовки находится собственная ТВ-программа «Перехвата» на новом столичном телеканале «Минск24Док». Особенностью передачи станет то, что ее можно будет смотреть не только по телевизору, но и в интернете.

Одним словом, оставайтесь с нами – будет интересно. И… не попадайте в «Перехват»!

Подготовил Андрей Сосонко

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий