Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Опасная услуга

36 Просмотров

Психологическая подготовка учащихся автошкол -необходимое условие повышения качества  обучения и безопасности дорожного движения!

Опасная услуга

Как известно, причина подавляющего числа ДТП —   так называемый «человеческий фактор».   

Обычно виновен водитель, управляющий источником повышенной опасности,  не успевший…., не предусмотревший…,  не заметивший…, употребивший…, потерявший контроль…, превысивший…, понадеявшийся…, заснувший за рулем… и т.д. Пожилой или молодой, опытный или «чайник», мужчина или женщина – всех их объединяет одно: каждый из них когда-то окончил автошколу. Отучился, сдал экзамены (сначала внутренние в автошколе, потом в ГАИ), получил водительское удостоверение и поехал. И теперь редкий день в СМИ, в том числе, электронных, обходится без сообщений о ДТП с пострадавшими и погибшими нашими согражданами. Различные программы и акции, регулярно проводимые ГАИ МВД для снижения числа происшествий на дорогах, дают, конечно, свои результаты (вспомним известную программу «минус сто»), но их ресурсы не безграничны. Все дело портит ужасное качество обучения в автошколах.

Аргументы в обоснование своего мнения я беру из открытых источников. Вот выдержка из статьи «Автодор против автодыр» в «СБ» за 05.12. 2014 г.: «На заседании (речь идет о заседании Постоянной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Совете Министров Республики Беларусь) были названы вопиющие цифры: за 9 месяцев этого года в стране подготовлены 119 630 водителей, но из них лишь 55% сдали экзамен в ГАИ и получили права. А в Минске и подавно лишь каждый четвертый». А вот полученные из интернет-источников сведения о результатах сдачи экзаменов в ГАИ выпускниками учебных организаций, зарегистрированных в г. Минске, за январь-июнь 2015 года: общегородской показатель неудовлетворительной сдачи экзаменов с первой попытки составляет 79.1%! В рейтинге автошкол общий процент неудовлетворительной сдачи более 90 – обычное дело. Это в 2015 году. Думаете, сейчас дела обстоят лучше? Вряд ли. Особенно после того, как на законодательном уровне обязали учебные автомобили в автошколах и экзаменационные в ГАИ оборудовать  видеорегистраторами, фиксирующими  ход экзамена. Помощи учащемуся от них никакой, зато дополнительный стрессовый фактор налицо. Я не случайно пишу о стрессовом  факторе. Являясь дипломированным педагогом-психологом, затратившим более десяти лет на разработку программы и отработку методики психологической подготовки учащихся автошкол в группах и индивидуально, именно  этому аспекту подготовки водителей я уделяю особое внимание.

Справедливости ради замечу, что попытки что-то сделать в этом направлении у нас предпринимались неоднократно. Вот, например, выдержки из статьи в «Комсомольской правде в Белоруссии за 19.12.2012 года «Записывать на курсы вождения будут после беседы с психологом»: «С молодыми водителями, возможно, будут беседовать психологи  и выяснять, стоит ли им вообще давать права?…Именно этот вопрос с учетом международного опыта Генпрокуратура предложила проработать Минздраву».  Там же, кстати, пишется и о предложении Генпрокуратуры в адрес МВД ввести для молодых водителей запрет на перевозку пассажиров и вождение автомобиля в темное время суток!!! Похвально, конечно, стремление хоть таким путем снизить количество жертв на дорогах, раз уж не получается обеспечить действительно качественное обучение водителей, но нельзя же даже благие намерения доводить до абсурда! И хорошо, что до этого не дошло. Вы можете представить, что охотнику-новичку  будут выдавать охотничий билет с условием, что два года он будет стрелять исключительно холостыми патронами? А ведь ружье в руках неадекватного человека не менее опасно, чем автомобиль, управляемый неопытным водителем.

Процитирую еще один очень серьезный документ. В разделе 4.3. Структурного плана Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь на период 2006-2015 гг. говорится: «По вине водителей ДТП происходят не только потому, что у него имеются некоторые дефекты здоровья, но и из-за недостатков в психологической  и психофизиологической сферах». Если учесть, что у каждого водителя есть медицинская справка о допуске к дорожному движению, позволяющая считать его человеком без «дефектов здоровья», что получаем в остатке? То, с чего начиналась эта статья – человеческий фактор! В «Структурном плане Концепции…» слова «психология» и «психофизиология» применительно к подготовке водителей встречаются еще несколько раз. Для чего составлялся этот документ? Чтобы спустя десять лет некоторые из запланированных в нем мероприятий только на этой бумаге и остались? Такие, например, как «Создание республиканского Центра передовых технологий подготовки и повышения профессионального мастерства водителей автотранспортных средств». В настоящее время передовую технологию по устранению «недостатков в психологической  и психофизиологической сферах» опробовать просто негде. Психолог, обратившийся в автошколу с просьбой поработать с группой по своей методике, сможет это сделать, но только до тех пор, пока не захочет получать за свою работу деньги. Директор автошколы не захочет идти на конфликт с штатным преподавателем, отбирая у него часы для передачи их психологу-почасовику. А уже отработанную, доказавшую свою эффективность методику предлагать Минтрансу для внедрения – дело абсолютно бесперспективное. 

Вот еще две ссылки: «БелНИИТ «Транстехника» будет разработано методическое пособие по тематике «Психология водительского мастерства». Материалы этого пособия будут внедрены во всех учебных организациях». Это из письма Минтранса от 13.08.08 г. № 14-10/991пр. А вот цитата из письма еще от 22.08.2007 г. № 14-10/6598: «…БелНИИТ «Транстехника» разработаны и готовятся к внедрению компьютерные программы по оценке знаний водителей механических транспортных средств по основам психофизиологии, которые включают 100 программированных вопросов и комплекс тестов по оценке индивидуальных психофизиологических качеств водителей механических транспортных средств. Внедрение этих программ в учебный процесс в масштабах республики позволит повысить эффективность усвоения материала по психологической подготовке механических транспортных средств». Если были уверены, что «позволит повысить», то почему не ввели? А если и не собирались вводить, то зачем разрабатывали? И зачем написали в ответе на запрос? Чтобы хоть что-то пообещать?

Приведенные факты говорят о том, что в подготовке водителей  отсутствует системный, научный подход. Все изменения в программе заключаются в переброске часов с одного предмета на другой. Отнимают часы теории и добавляют практики или наоборот. Целых шестнадцать часов дипломированные врачи, которых  не хватает в поликлиниках и больницах, обучают оказанию первой помощи при ДТП людей, которые в состоянии шока после ДТП скорее навредят пострадавшему, чем помогут. А вот психологическая помощь в таких случаях совершенно необходима!

Да, в программе подготовки водителей в автошколах есть темы «Основы психофизиологии труда водителя» и «Этика поведения водителя автомобиля» в объеме 4 часа каждый, но, во-первых, эти темы входят в состав предмета «Основы управления транспортным средством и безопасность движения», во-вторых, занятия по этим темам… «должны проводиться преподавателями, имеющими высшее техническое или среднее специальное техническое образование.  Допускается проведение занятий… преподавателями, имеющими высшее юридическое или высшее педагогическое образование. Преподаватели должны пройти повышение квалификации по соответствующей программе и иметь соответствующее свидетельство».  Здесь я процитировал Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 2191.1-2011 «Услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств».

Автотранспортная психология (есть такая наука!) разъясняет: Психофизиология труда водителя изучает психофизиологические особенности его труда, требования, предъявляемые к его психическим процессам и физиологическим функциям в различных видах водительской деятельности, и разрабатывает мероприятия, направленные на повышение надежности водителей, эффективности труда и сохранение их здоровья. А человеческий фактор – это совокупность физических и психических свойств личности и их влияние на успешность трудовой деятельности водителя. Почему психическими свойствами личности занимаются (точнее, делают вид, что занимаются) технари? Что могут понимать специалисты со средним  специальным (или даже с высшим) – техническим — образованием в психических процессах и физиологических функциях? А что юрист знает о «психологических и физиологических приемах подавления негативного состояния, методах предотвращения конфликтов»? Сколько времени нужно затратить на «повышение их квалификации» и будет ли из этого толк? К тому же и повышение квалификации преподавателей автошкол по этим темам в настоящее время проводится чисто формально, в виде лекции по общей психологии. Может быть, психологией в автошколах должны заниматься все-таки психологи?  

 А пока… многие выпускники автошкол и не подозревают, что в программе их подготовки были эти темы. На мое утверждение, что занятия по этим темам не проводятся, директор одной из автошкол возразил: «По бумагам – проводятся». Ни секунды не сомневаюсь, что «в бумагах»  любой из автошкол никакая  проверка не найдет нарушений. Вот только ездят потом водители не «по бумагам», а по дорогам, и того, что мог бы дать грамотный психолог-практик, специалист в области автотранспортной психологии, им явно не хватает. И даже если все-таки преподаватель  прочитает учащимся лекцию по этим темам, эффект будет такой же, как если вам, к примеру, шеф-повар прочтет меню в ресторане. Да, вы получите информацию, но уйдете ли вы из ресторана сытым? Вот какие вопросы в числе прочих рассматриваются (должны рассматриваться согласно ныне действующей программе) на лекции по психофизиологии труда водителя:

  • Индивидуальные психофизиологические качества водителя: ощущение и восприятие.
  • Прогнозирование дорожно-транспортной обстановки.
  • Понятие о реакции водителя.
  • Общая характеристика внимания (объем, концентрация, распределение и переключение)…
  • Приемы самоконтроля и регулирования психофизиологического состояния.
  • Стрессовые ситуации.
  • Влияние неблагоприятных факторов на психофизиологические качества водителя.

Понимание того, как работает наша нервная система вообще и в процессе управления автомобилем в частности облегчит будущему водителю усвоение теоретического материала программы и наработку навыков вождения, но простое чтение лекции абсолютно бессмысленно!

Я подчеркиваю: психологическая работа с учащимися автошкол должна проходить в форме тренинга, с использованием психологических подходов, современных эффективных психотехнологий.  Подготовка будущих водителей к уверенному, спокойному, безопасному и культурному вождению автомобиля не имеет ничего общего с манипулированием или воздействием на подсознание («зомбированием», как выразился один чиновник), а проводится на строго научной основе. Так же, как, например, спортивный психолог не читает спортсмену лекций, а при помощи психологических приемов готовит его к достижению рекордных результатов или победам над соперниками.

В Российской Федерации это понимают. В августе 2014 года Минюст РФ утвердил изменения в программе подготовки водителей. Теперь там есть отдельный предмет —  «Психофизиологические основы деятельности водителя» в объеме 12 часов – 8 часов теории и 4 часа практики. И занятия по этому предмету проводят психологи! Но в России программу разрабатывает Министерство образования и науки. А у нас этим занимается Минтранс. Достаточно ли компетентны специалисты Минтранса, разрабатывавшие программу подготовки водителей, чтобы взять на себя ответственность за их безопасность, здоровье, жизни и судьбы? Ясно ведь, что в нынешнем виде программа не выполняется, и статистика сдачи экзаменов в ГАИ перевесит любые оправдательные аргументы Минтранса.

Некоторые преподаватели и руководители автошкол пытаются оправдать плохие результаты сдачи экзаменов в ГАИ тем, что ГАИ «зарабатывает лишние деньги на пересдачах и поэтому специально заваливает сдающих экзамены». Сомнительная «теория заговора». ГАИ всего лишь проверяет по утвержденным критериям соответствие  подготовки кандидатов в водители определенному уровню. И если знания и навыки экзаменуемого в процессе сдачи экзаменов соответствия этому уровню не выдержали, в ГАИ не обязаны разбираться, что именно упущено в его подготовке. И не факт еще, что все сдавшие экзамен и получившие права будут способны уверенно и безопасно водить автомобиль, даже несмотря на то, что многие из них берут дополнительные уроки вождения за очень даже немаленькие дополнительные деньги.

Лично мне интересно, почему до сих пор ни один из не сдавших экзамены в ГАИ не догадался подать в суд на автошколу за некачественно оказанную образовательную услугу. Неужели Закон о защите прав потребителей в этом случае не действует?  Почти восемьдесят процентов (по статистике) товарищей истца по несчастью, тоже не сдавших в первого раза экзамен в ГАИ, подтвердят в суде, что занятия по «психофизиологии» и «этике» не проводились, т.е. не была в полном объеме выполнена программа обучения, утвержденная Минтрансом, следовательно, в журналах автошколы – «липа». Будет создан прецедент. А тогда и автошколы, вынужденные удовлетворять иски и нести убытки, поставят перед Минтрансом вопрос о кардинальном  изменении недееспособной программы. Не справляетесь сами – закажите программу Министерству образования, изучите опыт соседних государств. Психология дорожного движения (англ. Traffic psychology) и (нем. Verkehrspsychologie) активно изучается и применяется на практике не только в России, но и в ряде европейских государств,  в   Казахстане, и в Киргизии (рефераты на различные темы по автотранспортной психологии и предлагаемые примерные программы психологической подготовки учащихся автошкол можно при желании найти в интернете). В Беларуси в этом плане не делается совершенно ничего!

Что обязательно нужно изменить (и как можно скорее!) в новой программе: исключить темы «Основы психофизиологии труда водителя» и «Этика поведения водителя автомобиля» в объеме 4 академических часа каждая из предмета «Основы управления транспортным средством и безопасность движения». Вопросы, входящие в эти темы — с необходимыми доработками – будут рассматриваться в новом предмете «Психология и культура дорожного движения» в объеме 8 академических часов (вариант, оптимальный по объему и содержанию). При этом общий объем подготовки водителей и стоимость обучения не изменятся. Минтрансу придется разработать изменения в Государственный стандарт, предусматривающие проведение занятий по данному предмету психологами с высшим образованием, прошедшим переподготовку и повышение квалификации по соответствующей программе. Зная ситуацию на рынке психологических услуг в Беларуси, могу с полной ответственностью утверждать: стоит автошколе дать объявление о приглашении к сотрудничеству психолога  –  от претендентов отбоя не будет! С учетом нагрузки – 8 часов на группу – один психолог спокойно может работать с двумя-тремя автошколами. А курсы переподготовки психологов (т.е. обучение проведению тренинга в автошколе с группами и индивидуальной работе с ее учащимися, а также – при необходимости — с мастерами производственного обучения) по программе «Психология и культура дорожного движения» в объеме 20 академических часов можно организовать на базе Центра информационно-образовательных услуг БЕЛНИИТ «Транстехника». Можно организовывать обучение и на выезде — в областных центрах. Количество психологов, одновременно обучающихся на курсах переподготовки,  будет ограничено только размером  предоставленного для этого помещения. Таким образом, подготовить психологов для автошкол Беларуси можно в самые кратчайшие сроки. В перспективе возможно создание Белорусской Ассоциации Автотранспортных Психологов под эгидой ГАИ. Проведение регулярных конференций  Ассоциации с участием представителей  ГАИ, Минтранса, Минобра и Минздрава  Беларуси с целью обмена практическими эффективными наработками в деле обучения учащихся  автошкол (по примеру России, где такие конференции регулярно проводит Межрегиональная ассоциация автошкол) несомненно, будет способствовать повышению качества подготовки водителей  и  безопасности дорожного движения.

Затягивать с этим нельзя. В ДТП гибнут, как правило, самые молодые, активные, работоспособные члены нашего общества, и каждая потерянная жизнь – это не только чья-то личная трагедия, но и удар по демографической безопасности нашей страны.

Психологическая подготовка водителя в автошколах – необходимость!

В.С.Мазуркевич

Виктор Мазуркевич
магистр педагогических наук, психолог

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий