На домашней для Макса Ферстаппена трассе все ждали триумфа лидера чемпионата. И он не подвел своих многочисленных соотечественников и поклонников, собравшихся на трибунах и по ту сторону экрана. Но не обошлось без досадных инцидентов.
Так в субботу во время квалификации двое из болельщиков бросили на трассу горящие и испускающие оранжевый дым файеры. В первом случае сессию прервали красными флагами, а во втором – показали кратковременные желтые флаги на первом секторе. Полиция тут же вычислила злоумышленников и вывела их за пределы трассы. Даже Макс вынужден был обратиться к болельщикам с просьбой «больше так не делать». И это обращение пилота плюс повышенные меры контроля сделали свое дело. В воскресенье таких случаев больше не было зафиксировано.
Почему типичные для футбола поступки и подобные болельщики, развязно ведущие себя на трибунах, перекочевали на гоночные трассы? Ответ прост. Сегодня «Формула-1» стала невероятно популярной. И болельщики других видов спорта стали обращать внимание на гонки и приезжать на этапы «Формулы-1». Они еще не всегда понимают, что к чему, но по привычке ведут себя так, как во время футбольного матча. Ибо поклонник автогонок со стажем никогда бы не бросил что-либо на трассу, понимая, какими последствиями это может грозить пилоту, несущемуся в болиде по прямой на скорости за 300 км/ч. И теперь организаторы чемпионата ломают голову, как за возрастающей популярностью «Формулы-1» подтянуть культуру и осведомленность зрителей на трибунах.
Что касается самого этапа, то для лидера чемпионата начало уик-энда складывалось не очень хорошо. В пятницу Макс из-за неисправности болида фактически пропустил первую тренировку, а во второй показал лишь восьмой результат. Утром в субботу на третьей сессии свободных заездов Ферстаппен был уже третьим. А в квалификации он боролся за поул с пилотами Ferrari и вышел победителем этой схватки. Причем в упорной борьбе. Также близок к поулу на этот раз был и Льюис Хэмильтон. Трасса Зандфорт имеет довольно короткое кольцо (длина круга 4259 м). И с каждым кругом пилоты прорезинивают покрытие трассы, оставляя ошметки от горячих покрышек вдоль идеальной траектории, что позволяет им с каждым разом улучшать время прохождения круга. Но и чрезмерно атаковать тоже не стоит. Ибо конфигурация трассы не прощает ошибок. Так в квалификации провалился Себастьян Феттель и Серхио Перес. Оба совершили ошибки на своих быстрых кругах.
Перед стартом выяснилось, что пилоты Mercedes как минимум претендуют на попадание на подиум. Они настолько были уверены в своих силах, что стартовали на более жестких покрышках, чем пилоты первой десятки. К удивлению многих, Льюис Хэмильтон после старта атаковал к первому повороту позицию Карлоса Сайнса (третий), но испанец захлопнул калитку и даже слегка задел болид семикратного чемпиона мира. С такой скоростью и планом на гонку (один пит-стоп) Хэмильтон явно претендовал на победу. На капитанском мостике Red Bull в этой связи было некоторое оживление и просьбы к Максу ехать как можно быстрее и, с учетом минимум 2-х плановых пит-стопов, максимально обезопасить себя от возможных атак со стороны Льюиса. Как бы то ни было, но сходы двух пилотов и замедление гонки в финальной ее стадии не позволили семикратному чемпиону мира побороться с Максом за победу. Хотя поединок между ними и состоялся на рестарте гонки. Удивительно, но команда Mercedes снова сделала ту же ошибку, как и в финальной гонке сезона 2021 года. Во время появления сэфти-кара немецкая команда не позвала на пит-стоп Льюиса Хэмильтона. И британец остался на трассе, пусть и в качестве лидера, но на более жестких и использованных покрышках. А Макс, Джордж и Шарль переобулись в более мягкие и свежие комплекты резины. После рестарта на прямой старт-финиш Макс легко обошел Льюиса и устремился за своей юбилейной 10-й победой в сезоне (30-й в карьере). Дежавю? А потом Льюиса обошли Рассел и Леклер. Как в этот момент ругался в эфире Льюис Хэмильтон, вам не передать. Даже Тото Вольфф вынужден был выйти в эфир и попросить британца сдержать эмоции до конца гонки, а потом решить все проблемы за закрытыми дверями офиса.
Чуть позже Льюис извинился перед болельщиками и командой за свои ругательства. «Думаю, сегодня наша машина позволяла бороться за победу, но так складывались обстоятельства, что мы столкнулись с различными сложностями, – подчеркнул семикратный чемпион мира. – Вводился режим виртуального сейфти-кара. На трассу выезжал реальный автомобиль безопасности, хотя до его появления моя машина работала отлично, с тактикой тоже все было хорошо, а пит-стопы проходили просто замечательно. Команда сделала все возможное, и я надеялся, что сегодня мы сможем завоевать победный дубль. В этом году нам трудно, мы не выигрывали гонок со времени Гран-при Саудовской Аравии, но сегодня казалось, что до победы рукой подать. Но появление автомобиля безопасности все испортило. Но мои эмоции были на пределе, и я должен принести команде извинения. Даже не помню, что я тогда говорил. Но просто в какой-то момент я потерял контроль над собой. Впрочем, я думаю, в команде понимают, что это было в порыве чувств. Давайте смотреть на все позитивно: если в прошлой гонке у нас были проблемы, то сегодня мы боролись с Red Bull за победу. Если бы не автомобиль безопасности, я считаю, что у нас был шанс. Мы были единственными, кто мог реализовать тактику одного пит-стопа – не думаю, что у кого-то еще была такая возможность. Так что сегодня было немало хороших моментов, поэтому, если так пойдет и дальше, то мы все-таки сможем выиграть хотя бы одну гонку».
Кстати, Фернандо Алонсо реализовал подобную тактику и сумел с 13-го стартового места пробиться на 6-е, что позволило команде Alpine закрепиться на 4-м месте Кубка конструкторов. Из других результатов отметим 17-е место Даниэля Риккардо. С австралийцем что-то случилось. Он остался без места в «Формуле-1» на 2023 год. По крайней мере, на сегодняшний день. Но впереди нас ждет Гран-при Италии. Год назад Даниэль одержал в той гонке сенсационную победу за рулем McLaren. Может быть он сможет порадовать нас в Монце и в этом году.
Что касается победителя Гран-при Нидерландов-2022, то он был более чем доволен. Отрыв от Леклера составляет 109 очков, а это значит, что Макс может стать двукратным чемпионом мира уже раньше, чем за 4-е гонки до конца сезона. А с учетом его скорости и стабильности, уверен, уже ни у кого нет сомнений в том, кто станет чемпионом имра-2022. «Сегодняшняя гонка получилась непростой и богатой на события – мы принимали правильные решения, и у нас все получилось, – заявил Макс. – Мы не ожидали, что Mercedes окажутся так быстры на шинах Hard – это усложнило нашу задачу, поскольку мы были менее конкурентоспособны на самом жестком составе. Тем не менее, команда отлично справилась и приняла правильные стратегические решения – отличная работа на трассе и на базе. Всегда приятно победить на домашней трассе, но в этом году мне пришлось приложить для этого усилия. Здорово вновь выиграть перед своими болельщиками – я получил невероятную поддержку и горжусь тем, что я нидерландец».
Следующая гонка – Гран-при Италии – пройдет на автодроме в Монце с 9 по 11 сентября. Спешите видеть!
“Формула-1”. Результаты гонки Гран-при Нидерландов-2022
№ | Старт | Пилот | Страна | Команда | Время/отставание | Питы |
1 | 1 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull | 1:36:42.773 | 3 |
2 | 6 | Джордж Расселл | Великобритания | Mercedes | +4.071 | 3 |
3 | 2 | Шарль Леклер | Монако | Ferrari | +10.929 | 3 |
4 | 4 | Льюис Хэмильтон | Великобритания | Mercedes | +13.016 | 2 |
5 | 5 | Серхио Перес | Мексика | Red Bull | +18.168 | 3 |
6 | 13 | Фернандо Алонсо | Испания | Alpine | +18.754 | 2 |
7 | 7 | Ландо Норрис | Великобритания | McLaren | +19.306 | 3 |
8* | 3 | Карлос Сайнс | Испания | Ferrari | +20.916 | 3 |
9 | 12 | Эстебан Окон | Франция | Alpine | +21.117 | 2 |
10 | 10 | Лэнс Стролл | Канада | Aston Martin | +22.459 | 3 |
11 | 11 | Пьер Гасли | Франция | AlphaTauri | +27.009 | 3 |
12 | 15 | Алекс Элбон | Таиланд | Williams | +30.390 | 3 |
13 | 8 | Мик Шумахер | Германия | Haas | +32.995 | 3 |
14** | 19 | Себастьян Феттель | Германия | Aston Martin | +36.007 | 3 |
15 | 18 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas | +36.869 | 3 |
16 | 14 | Гуаньюй Чжоу | Китай | Alfa Romeo | +37.320 | 3 |
17 | 17 | Даниэль Риккардо | Австралия | McLaren | +37.764 | 4 |
18 | 20 | Николас Латифи | Канада | Williams | +1 круг | 3 |
– | 16 | Валттери Боттас | Финляндия | Alfa Romeo | Силовая установка | |
– | 9 | Юки Цунода | Япония | AlphaTauri | Механические проблемы | |
Лучший круг: Макс Ферстаппен (Red Bull Racing) – 1:13.652 (62-й круг, 208.173 км/ч) | ||||||
* – Штраф +5 секунд за небезопасный выезд с пит-стопа; ** – Штраф +5 секунд за игнорирование синих флагов. |
«Формула-1». Личный зачет
Место | Пилот | Очки |
1 | Макс Ферстаппен | 310 |
2 | Шарль Леклер | 201 |
3 | Серхио Перес | 201 |
4 | Джордж Расселл | 188 |
5 | Карлос Сайнс | 175 |
6 | Льюис Хэмильтон | 158 |
7 | Ландо Норрис | 82 |
8 | Эстебан Окон | 66 |
9 | Фернандо Алонсо | 59 |
10 | Валттери Боттас | 46 |
11 | Кевин Магнуссен | 22 |
12 | Себастьян Феттель | 20 |
13 | Даниэль Риккардо | 19 |
14 | Пьер Гасли | 18 |
15 | Мик Шумахер | 12 |
16 | Юки Цунода | 11 |
17 | Гуаньюй Чжоу | 5 |
18 | Лэнс Стролл | 5 |
19 | Алекс Элбон | 3 |
«Формула-1». Кубок конструкторов
Место | Команда | Очки |
1 | Red Bull | 511 |
2 | Ferrari | 376 |
3 | Mercedes | 346 |
4 | Alpine | 125 |
5 | McLaren | 101 |
6 | Alfa Romeo | 51 |
7 | Haas | 34 |
8 | AlphaTauri | 29 |
9 | Aston Martin | 25 |
10 | Williams | 4 |
Материал подготовил Николай Ковалевский