Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Особенности управления автомобилем в дождь

Разве только новичок не может знать, что дождь на дороге приносит с собой различные трудности, от мелких до серьезных.

– Если вы не сменили резинки на стеклоочистителях, то резко уменьшается видимость с места водителя и создается опасность для движения.

– Ухудшается обзорность из-за капель на стеклах и зеркалах снаружи автомобиля, а также из-за несмененного фильтра салона происходит запотевания стекол изнутри. Обработав стекла антизапотевающим средством, стекла будут мокрыми и прозрачными, вы сможете заметить других участников дорожного движения, в том числе и необозначенных световозвращающими элементами пешеходов.

– В начальной фазе дождя резко снижается коэффициент сцепления колес с дорогой. Когда дождь только начинается, он не смывает, а лишь скатывает в шарики дорожную пыль вместе с мельчайшими камушками, частицами резины от покрышек, листья и т.п., превращая эту смесь в отличную смазку. Увеличивается опасность заносов и сносов осей автомобиля, возрастает тормозной путь.

– Появляется опасность аквапланирования, при езде по залитой водой проезжей части на скорости свыше 60 км/ч или при торможении юзом даже по неглубокой пленке воды и нередко приводит практически к полной потере управляемости.

– Главными факторами, определяющими скорость, на которой возникает этот эффект, являются глубина лужи, вес автомобиля, тип и ширина шин, степень износа протектора.

– Обычные покрышки при большой скорости не успевают выдавливать из-под себя воду. В результате автомобиль скользит по тонкому слою водяной пленки, как по льду. В дождевых шинах на протекторах прорезаются специальные каналы, по которым вода удаляется из зоны контакта с дорогой, в результате чего обеспечивается хорошее сцепление с дорогой. Кроме того, на протекторе имеется сеть поперечных канавок с изменяемым углом наклона, что позволяет еще более эффективно удалять воду. На сухом шоссе аквашины ведут себя как обычные универсальные покрышки.

– При торможении юзом колесо перестает вращаться и отвод воды резко снижается.

– Опасность при аквапланировании заключается не столько в потере управляемости, сколько в том, что, водитель по привычке пытается бороться с заносом и скорректировать траекторию «плывущего» автомобиля. Однако, делать это бессмысленно из-за отсутствия сцепления с дорогой. Кроме того, выезд из лужи на вывернутых вбок колесах закончится резким и быстрым заносом, но теперь уже при высоком коэффициенте сцепления. Справиться с таким заносом будет под силу далеко не каждому водителю, и его действия могут привести к опрокидыванию на проезжей части или выезду на полосу встречного движения.

– Причём зачастую процесс аквапланирования заканчивается раньше, чем визуально закончится лужа, поскольку на глубокой воде происходит весьма существенное замедление, акселератор уже отпущен, вес смещается к передним колёсам.

– Попадание в лужу на скорости одной стороной автомобиля чревато резким ударом по колесам, который тут же передается на руль. Это может привести к частичной потере управляемости и к вырыванию руля из рук, а возможно, и к травмам пальцев и кисти, поэтому нужно правильно держаться за рулевое колесо.

– Проезд через глубокую лужу опасен наездом на канализационные люки, выбоины, металлические предметы (шурупы, гвозди, болты) принесенные водой и прочие неприятности, а также попаданием воды на систему зажигания и последующем заглушением двигателя. Даже при успешном «форсировании» вода с грязью может попасть в карданные и рулевые шарниры, шрусы, задний мост, внутрь дверей и порогов. Самая дорогая поломка вашего автомобиля может произойти от полученного гидроудара двигателя при въезде на скорости в лужу, такой же эффект может произойти от волны создаваемой грузовым автомобилем. Поэтому нелишне знать, где находится воздухозаборник вашего автомобиля. Въезжая в лужу на раскаленных тормозных дисках, вам придется раскошелиться на замену тормозных дисков, ведь при резком охлаждении диски деформируются, и при торможении будет бить рулевое колесо.

Рекомендации:
– При первых же каплях дождя снижайте скорость, будьте бдительными за рулем и избегайте резких маневров.
– При усилении дождя для предотвращения лобовых столкновений включите ближний свет – так другим водителям с запотевшими стеклами будет легче разглядеть ваш автомобиль.

– Приближаясь к попутным и встречным автомобилям, заранее включайте более быстрый режим работы «дворников», чтобы не потерять видимость на пару секунд от потока мутной воды на лобовом стекле, что может привести к созданию аварийной ситуации и дезориентации на дороге.

– Прогнозируйте возможность аквапланирования. Появились сомнения в управляемости на мокрой дороге – снижайте скорость. Вспомните о том, насколько изношены протекторы шин.

– Наблюдайте за поведением впереди идущих транспортных средств. Увидев беспричинное изменение траектории движения транспортных средств, будьте готовы для предотвращения столкновения к снижению скорости вплоть до остановки автомобиля. Не стоит при этом брать в расчёт скорость обгоняющих вас автомобилей: у них могут быть установлены шины с наилучшими техническими параметрами, их автомобиль может быть тяжелее Вашего, им может управлять водитель, переоценивающий свои возможности. Большая опасность поджидает малолитражек в сложных погодных условиях, кроме дорожных условий на безопасность их движения сильно влияет скорость их движения и воздушный поток от большегрузных автомобилей.

– Перед лужей лучше отпустить педаль «газа» и снизить до минимума скорость, чтобы не окотить грязью пешеходов.

– Въезжать в лужу, лучше заранее придав автомобилю нужное направление. Если лужа находится на повороте, то проходить его следует «двойным входом”: первоначальный поворот до лужи, затем руль прямо и проезд лужи по прямой, затем вторичный поворот руля после прохода лужи.

– Попав в лужу (чувствуется потеря управления), резко не тормозите, не прибавляйте газ и не рулите. Когда автомобиль въезжает в глубокую лужу обоими передними колесами, ее рывком осаживает назад. Твёрдо держите руль обеими руками, слегка разведя локти в стороны и вверх, будьте готовы к рывкам в сторону.
– Потеряв контакт с дорогой, не выворачивайте руль слишком круто, даже если очень хочется; ожидайте внезапного прекращения аквапланирования.

– Реагируйте на рывки автомобиля быстрыми, но «скупыми» движениями руля.

– Если аквапланирование все же привело к заносу/сносу – действуйте после выезда из лужи как обычно (на гололеде).

– На переднеприводном автомобиле можно дополнительно прибавить газ – ведущие и управляемые колеса за счет более быстрого вращения будут лучше отводить воду, и контакт с дорогой восстановится.

– После проезда луж периодически «подсушивайте» тормоза легким нажатием левой ногой.

– Если есть возможность объехать лужу, лучше ею воспользоваться.

– Если принято решение переправиться через глубокую лужу, обязательно проведите разведку пешком.
– Лучше всего подождать другую легковую машину и пройти по ее колее, но не раньше, чем она выберется на берег, и волны от нее успокоятся. Небольшие лужи пропускайте между колесами.

– Если вода попадет на вентилятор и зальет систему зажигания, подождите несколько минут и попробуйте завестись – скорее всего, вода успеет испариться на горячем двигателе. Если не помогло, выезжайте «на стартере» вперед или назад (куда ближе) и сушитесь уже на берегу. Не пытайтесь проскочить глубокую лужу на скорости – поднявшаяся волна зальет двигатель. Спокойно двигайтесь на первой передаче и не переключайте ее – в момент сброса газа воду может засосать в выхлопную трубу.

– В условиях осенних заморозков после обильных дождей каждая лужа превращается в каток, а не обработанные специальной смесью мосты, путепроводы в ледяные горки. Не забывайте, что гололед образуется резко на всех дорогах, а обработка проезжей части идет последовательно. Увидев затор на дороге, ля предупреждения остальных участников движения заранее, включите аварийную световую сигнализацию, плавно снижайте скорость, готовясь безопасно объехать препятствие.

Подготовил Евгений Лапец, УГАИ МВД РБ

Добавить комментарий

0
Вот это цифра