Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Осторожно — эффект аквапланирования!

Просмотрено

 

Многие слышали об аквапланировании, некоторые ощутили на себе, кто-то видел со стороны. Но, тем не менее, некоторые автомобилисты оставляют его без должного внимания, недооценивая потенциальную опасность аквапланирования. А есть и такие, кто усугубляет этот эффект нарушением скоростного режима, неправильными действиями в сложившейся ситуации и использованием износившихся шин.

Осторожно - эффект аквапланирования!

Что называют аквапланированием?

Но давайте по порядку. Что же такое эффект аквапланирования? Аквапланирование – это появление гидродинамического клина в месте контакта шины. То есть полная или частичная потеря сцепления, образованная водным слоем, отделяющим шины движущегося автомобиля от дорожной поверхности. Проще говоря, это момент, когда колесо слегка поднимается над покрытием дороги (буквально на несколько миллиметров) и движется на водяной подушке, практически не имея сцепления с дорогой. При этой транспортное средство становится практически не управляемым.

Осторожно - эффект аквапланирования!

Чаще всего такой эффект возникает, когда автомобиль въезжает в слой воды на слишком высокой для сложившихся условий скорости. Основной опасностью при этом является полная потеря сцепления с дорогой. Скорость — главный фактор, провоцирующий появление эффекта аквапланирования,  но есть и другие.

Как известно, автомобильные шины имеют водоотводящие канавки, рассчитанные на отведение определенного количества воды из места контакта с покрытием, но когда транспортное средство на высокой скорости въезжает в лужу, шина может чисто физически не справиться с удалением такого объема воды. И тогда между колесом и дорожным полотном возникает водная пленка, и сцепление с покрытием пропадает. Еще одним фактором является толщина образовавшейся пленки. Если слой воды на дороге довольно велик, то отведение воды шиной становится и вовсе невозможным. Следовательно, при определенной скорости (кстати, полигонные испытания показали, что аквапланирование может возникнуть даже при скорости 40 км/ч) и толщине водяной пленки возникновение аквапланирования неизбежно. Единственное, что можно сделать в данной ситуации – снизить скорость заранее.

На возникновение эффекта аквапланирования также может повлиять остаточная глубина протектора шины. Чем меньше глубина протектора, отводящего воду, тем меньше воды он может отвести. Понятно, что изношенные шины гораздо менее эффективны в борьбе за сцепление с мокрой дорогой. Выбирая скорость движения в дождливую погоду необходимо учесть данный фактор.

Кроме того, давление в шине, техническое состояние подвески транспортного средства, его вес и состояние дорожного покрытия также могут повлиять на возникновение аквапланирования. Чем ровнее дорога, тем выше риск возникновения опасного эффекта. Но не стоит сбрасывать со счетов и опасность асфальтовой колеи, заполненной водой: если следовать «по накатанной траектории», можно внезапно потерять управление. Недостаточное давление в шине повышает риск аквапланирования: при контакте с водой на дороге шина «промнется», оставив воду в месте контакта. То же и с подвеской. Аамортизаторы, не имеющие необходимой жесткости и упругости, усугубляют неспособность автомобиля «прижиматься» к дорожному полотну, следовательно, потенциальная опасность растет. А если автомобиль еще и легкий, то эффект аквапланирования может возникнуть на меньшей скорости, чем у тяжелого транспортного средства.

Как избежать аквапланирования?

Как ранее уже говорилось, проще всего не допустить возникновения эффекта аквапланирования. Для этого необходимо выбрать оптимальную скорость движения. Чтобы сделать это правильно, необходимо учесть все: количество воды на дороге, качество дорожного покрытия, тип и состояние шин, вес автомобиля. Не следует также игнорировать траекторию движения: шины хорошо отводят воду при равномерном движении по прямой, а на поворотах эффективность снижается. Поворачивать лучше на меньшей скорости, чем обычно на сухой дороге.

Но что делать, если вы почувствовали, что автомобиль потерял сцепление с дорогой? В первую очередь сохраняйте спокойствие. Ни в коем случае не нужно крутить руль и резко тормозить. Такие методы борьбы, как те, что применяются при обычном заносе, тут не подействуют. Оптимальным действием при возникновении аквапланирования является торможение двигателем без изменения положения руля: необходимо отпустить педаль газа и не совершать резких движений, пока сцепление с дорогой и контроль над машиной не вернуться естественным путем. Критическая ситуация может возникнуть и после аквапланирования, если передние колеса в момент обретения сцепления с дорогой хоть немного повернуты.

Не стоит также забывать, что аквапланирование не обязательно возникает сразу на всех колесах. Если эффект аквапланирования возник на одном или двух колесах, тогда очень важно удержать руль. Резко увеличившееся сопротивление качению на той стороне, где возникло аквапланирование, может развернуть автомобиль или вырвать руль из рук. А если в такой ситуации применить резкое торможение, автомобиль может развернуть в другую сторону.

Правильно оценивайте ситуацию и не теряйте бдительности за рулем!

Наталья Камилова

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram