Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

От А до Я об общественном транспорте

Просмотрено

От А до Я об общественном транспортеСкоро минчане и гости белорусской столицы смогут «вживую» соприкоснуться с историей общественного транспорта Минска.

 

Руководство государственного предприятия  «Минсктранс» приняло решение о создании собственного музея истории столичного транспорта. Многие минские организации и ведомства уже имеют подобные учреждения. Очередь дошла и до автотранспортников. Планируется, что он откроется в мае по адресу: Партизанский проспект, 6, где расположен принадлежащий ГП ремонтно-механический завод. Именно в его пустующих цехах разместятся экспонаты. Общая площадь помещения составит порядка 500 кв.м. 

 

Свои материалы для экспозиции предоставили все филиалы государственного предприятия. А их насчитывается 21. Это не только автобусные и трамвайный парки, троллейбусные депо и метрополитен. В структуру также входят обслуживающие службы трамвайных путей, энергохозяйства, движения и др. Есть еще ремонтно-строительное управление, санаторий и колхоз.

 

Практически все филиалы имели свои отдельные комнаты трудовой славы, рассказывающие об истории и развитии этих структурных подразделений. Теперь основная часть их фондов по распоряжению генерального директора «Минсктранс» Л.Т. Папенка должна будет передана музею.

 

Основу выставки составят фотографии, личные вещи, различные документы и многое другое, что принадлежало уже расформированным троллейбусному депо № 1, автобусным паркам №№ 1, 3.

 

 

Свои экспонаты для будущей экспозиции приносят нынешние работники предприятия и его ветераны. Так один из работников 5-го троллейбусного депо водитель-инструктор Е.Н. Ересько принес сохранившийся уникальный экземпляр газеты «Звязда» от 30 июня 1944 года. В ней сообщается о войне и о мирном труде, о награждении советских полководцев правительственными наградами, а Сталина – орденом Победы и др. Бывший начальник маршрута № 5 второго троллейбусного депо Н.И. Великая подарила работающую радиолу, созданную в 50-х годах XX века.

 

Некоторые раритеты находят прямо на улицах. Так, при ремонте путевого хозяйства на ул. Я.Коласа ремонтники обнаружили кусок рельса, изготовленного в 1878 году брянским заводом «Сталь». Его вырезали и передали во временное хранилище на пр. Машерова. К уникальным экспонатам можно отнести и сохранившуюся схему испытания кабельных сетей к электрической станции города Минска, датированную началом прошлого века.

 

Представят транспортники и образцы своей «боевой» повседневной формы. Пока в собрании музея находятся одежда контролера, машиниста метрополитена и шофера автобуса. В ближайшее время появится экипировка и водителя троллейбуса. Не исключена возможность, что найдутся и экземпляры более ранние. Возможно, по примеру коллег из музея МЧС, здесь тоже займутся исторической реконструкцией мундиров. Но это пока только далекая перспектива.

 

Точное количество собранных экспонатов пока неизвестно. Они еще продолжают поступать. Штат музея также не определен. В настоящее время его представляет один сотрудник – будущий заведующий В.Н. Ковалев. Он сейчас является и главным хранителем. «Посетителям будет интересно узнать все о трамвае, троллейбусе, автобусе и метрополитене», – считает Виктор Николаевич.
Ждут здесь и помощи от частных лиц. У многих граждан есть ненужные вещи, а для музея они могут пригодиться.

 

Особенность и ценность будущего музея истории столичного транспорта будет состоять в том, что здесь появится первая автомобильная экспозиция в столице. Посетители смогут увидеть в ней «живые» автобусы, троллейбусы, трамваи и даже вагоны метрополитена, в разное время эксплуатировавшиеся в Минске. Этого ждали многие: специалисты, сотрудники предприятия и, конечно, любители общественного транспорта республики.

 

Пока не ясно, построят для них специальные ангары или же спецплощадку. В настоящее время большинство предполагаемых экспонатов находится на хранении в рабочем состоянии на предприятиях, где «до ухода на пенсию» эксплуатировались.

 

Удалось сохранить практически все модели электротранспорта, перевозившего минчан и гостей столицы в разное время. Пожалуй, только троллейбусов марки СВАРЗ нет в их числе. ЗИУ-5, ЗИУ-9 и другие. А старейший среди таких перевозчиков является МТБ-82Д. Такие машины первыми выехали на улицы Минска в 1952 году и открыли троллейбусное движение.
Разнообразно будет представлена и экспозиция трамваев. В ней разместятся «перевозчики» как советского, так и зарубежного производства. Когда-нибудь к ним присоединится и электротранспорт белорусского производства.

 

А вот автобусам повезло меньше. Некоторые модели не дожили до нашего времени. Тем не менее и здесь будет на что посмотреть – ЛАЗ и ЛиАЗ, Ikaruz и прочая автотехника. Появятся и отечественные МАЗы. 

 

Кроме настоящей техники, посетители увидят их точные копии, выполненные в определенных масштабах.
«Мы пока находимся в начале пути. А музейное дело – это бесконечный процесс», – рассказал г-н Ковалев. Со временем появится свой кинозал, библиотека, начнутся встречи с коллегами из других подобных музеев. Сам заведующий посетил музей в Витебске и Киеве, которые произвели на него большое впечатление. Конечно, мечтает он о тесном сотрудничестве с москвичами. Собранной у них разнообразной коллекции транспортных средств можно только позавидовать.

 

Будут проходить и другие мероприятия. По примеру аналогичных музеев из ближнего и дальнего зарубежья, авто и электротранспорт из столичной коллекции тоже станет участником различных акций, в том числе и парадов ретроавтотранспорта. Многие еще помнят проезды троллейбусной техники  по улицам Минска, проходившие в начале нынешнего века. И, конечно, станут «актерами». Так, совсем недавно МТБ-82Д снимался в российской 4-серийной картине – детективе по роману Б. Акунина.

 

Руководство ГП «Минсктранс» рассчитывает на то, что музей общественного транспорта столицы станет одним из самых посещаемых в городе, а может, и в республике.

 

Юрий ВЛОДАВСКИЙ.
Автор выражает благодарность В.Н. Ковалеву за предоставленные материалы.
Фото автора.

Share on facebook
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on vk

Добавить комментарий

Узнавайте о самых горячих новостях первыми в нашем Telegram