Перейти к содержимому

Мы делаем больше, чем обещаем!

Мы делаем больше, чем обещаем!

Отказ в выплате страхового возмещения можно оспорить в суде

суд

Желая обезопасить риски, перевозчики и экспедиторы благоразумно прибегают к услугам страховых компаний. Однако последние не всегда готовы выплачивать страховое возмещение. Порой отказ приходится оспаривать в суде.

Страхование грузов и гражданской ответственности перевозчика и экспедитора в Республике Беларусь относится к видам добровольно страхования и осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными страховщиком либо объединением страховщиков (п.4.2.2. Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530).

Страхователи, уплачивая обусловленную договором сумму (страховой взнос, страховую премию), ожидают добросовестного выполнения страховщиком своего обязательства произвести страховую выплату в виде страхового возмещения или страхового обеспечения при наступлении страхового случая.

Вместе с тем, сколь легко заключаются договоры страхования, столь же трудно, порой, получить от страховщика свою страховую выплату. Бывает, что страховщик отказывает страхователю в выплате страхового возмещения, ссылаясь при этом на доводы, признаваемые в последующем судом несостоятельными.

Рассмотрим пример из судебной практики

Между ООО «Заказчик» и ООО «Экспедитор» был заключен договор транспортной экспедиции. На основании полученной по договору заявки ООО «Экспедитор» привлекло для организации перевозки ОДО «Экспедитор», которое в свою очередь привлекло для перевозки ТУП «Перевозчик» [1].

В соответствии с CMR – накладной груз был принят ТУП «Перевозчик» к перевозке без оговорок и замечаний. При доставке груза грузополучателю установлено, что часть груза утрачено (повреждено), что подтверждается актом, составленным в присутствии представителя перевозчика (водителя).

Согласно акту экспертного осмотра причиной повреждения груза и причинения ущерба явилась недостаточная упаковка и недостаточная укладка груза в кузове автотранспорта без учета прочностных характеристик тары груза.

В материалы дела представлен договор страхования заключенный  между ЗАСО «Страховщик» и ТУП «Перевозчик» на условиях Правил добровольного страхования гражданской ответственности перевозчика, в соответствии с которыми были застрахованы имущественные интересы ТУП «Перевозчик», связанные с его ответственностью по обязательствам, возникающим в случае причинения страхователем вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в связи с использованием страхователем транспортного средства для перевозки грузов. К страховым случаям, в частности, отнесен факт утраты и/или повреждения груза к перевозке.

ЗАСО «Страховщик», являясь ответчиком по данному делу, в обоснование доводов об отказе в удовлетворении требований о страховом возмещении и убытков указал, что грузоотправитель не обеспечил надлежащую тару и упаковку груза, перевозчику были даны указания о размещении груза в один ряд, что привело к повреждению груза. Поэтому рассматриваемый случай, по мнению ответчика, не является страховым.

Ни ответчиком, ни перевозчиком не было представлено доказательств, которые бы подтверждали, что при создавшихся обстоятельствах повреждение груза явилось следствием особого риска, указанного в пункте 4 статьи 17 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее КДПГ), в том числе связанного с ненадлежащей упаковкой груза, так же, как и не было представлено надлежащих доказательств, освобождающих перевозчика от ответственности.

При этом в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 17 КДПГ перевозчик несет ответственность за полную или частичную утрату груза или за его повреждение, произошедшие в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его доставкой, а также за задержку доставки.

Суд пришел к выводу, что в силу пункта 1 статьи 25 перевозчик должен уплатить сумму, соответствующую обесценению груза.

Согласно пункту 4 статьи 23 КДПГ подлежат возмещению: плата за перевозку, таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные с перевозкой груза, полностью в случае потери всего груза и в пропорции, соответствующей размеру ущерба при частичной потере; иной убыток возмещению не подлежит.

Согласно Правил добровольного страхования гражданской ответственности перевозчика страховым случаем является факт наступления ответственности страхователя в период действия договора страхования:

  • за утрату и (или) повреждение груза, принятого к перевозке, кроме утраты груза вследствие выдачи его неправомочному получателю;
  • за финансовые убытки, понесенные клиентом страхователя при полной или частичной утрате груза, принятого к перевозке в соответствии с КДПГ, платой за перевозку, уплатой таможенных сборов и пошлин, а также прочих расходов, связанных с перевозкой груза (п.4 ст.23 КДПГ).

При изложенных обстоятельствах в силу части 1 статьи 819 Гражданского кодекса Республики Беларусь судебные инстанции признали заявленные требования подлежащими удовлетворению и взыскали с ЗАСО «Страховщик» в пользу ООО «Заказчик» сумму страхового возмещения и убытков.

Таким образом, получая отказ страховщика произвести страховую выплату в виде страхового возмещения или страхового обеспечения при наступлении страхового случая, страхователь имеет право оспорить такой отказ. Для этого после соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, страхователь имеет право обратиться в суд с иском к страховщику за защитой своих интересов.

Белявский С.Ч.
Юрист-лицензиат, директор ООО «Экономические споры», председатель Третейского суда, более 10 лет стажа работы судьей экономического суда, член Союза юристов, 
Кобринец М.В., юрист

[1] Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 11.12.2019 по делу № 167-25/2019/1217А/1391К .
Режим доступа: http://court.gov.by/ru/justice_rb/praktice/acts_vs/economics/0319ffe64d1c4dc2.html.
Дата доступа: 09.01.2019

Добавить комментарий

0
Вот это цифра