По уже сложившейся традиции 15 февраля в Республике Беларусь отмечается День памяти воинов-интернационалистов.
В этом году данному событию исполняется двадцать лет. Свою историю оно ведет с марта 1998 года, когда появился указ Президента нашей страны о введении Дня памяти воинов-интернационалистов в государственный календарь знаменательных дат. Официально это мероприятие посвящено памяти советских граждан, принимавших участие во всех военных конфликтах за пределами бывшего СССР, а не официально – жителям Республики Беларусь, служившим в составе Ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан в 1979 – 1989 годах. Отсюда и выбор даты – 15 февраля, когда последние советские солдаты покинули территорию Афганистана и вернулись на Родину.
На вооружении контингента советских войск состояли различные образцы вооружения и военной техники, в том числе и средние танки.
ТАНК Т-55АМ
В составе подразделений и частей Советской армии, принимавших в тот период участие в боевых действиях против афганских моджахедов, имелось несколько модификаций гусеничных боевых машин. Одной из них был танк Т-55АМ, оснащенный дизельным двигателем В-55У мощностью 620 л.с. Экипаж танка состоял из 4 человек, на нем устанавливались 100-мм пушка Д-10Т2С, спаренный с ней 7,62-мм пулемёт ПКТ, а также зенитный пулемет (ДШКМ или НСВТ) калибра 12,7 мм.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТАНКА
После завершения Второй мировой войны в СССР приступили к разработке и производству новых боевых машин, превосходящих по всем параметрам знаменитые “тридцатьчетверки” и ИСы. К первому послевоенному поколению советских средних танков относятся Т-54, Т-55 и Т-62. На момент своего появления они считались лучшими в мире. Организации Варшавского договора, куда входил Советский Союз и другие страны социалистического лагеря, противостоял блок НАТО во главе с США. Американцы с союзниками постоянно совершенствовали и развивали свой военный потенциал. Чтобы сдерживать их агрессивные намерения, требовалось достойно противостоять такому грозному противнику. Танкостроение в СССР было на высоком уровне. К середине 70-х годов прошлого века были уже созданы и поставлялись в войска современные основные танки Т-64 и Т-72, появились первые Т-80. Однако эти машины были достаточно дорогими, а на вооружении Советской Армии оставалось еще много к тому времени уже «морально» устаревших Т-55 и Т-62. В связи с этим в конце 70-х годов прошлого века в Советском Союзе приступили к модернизации имеющегося парка средних танков.
“Пятьдесятчетверки” модернизировались в основном в целях повышения их надежности и огневой мощи. Одной из модификаций стал Т-54АМ, отличавшийся от базовой модели (Т-54А) установкой на нем двухплоскостного стабилизатора вооружения СТП-2 «Циклон», инфракрасного ночного прицела ТПН-1, прицела наводчика ТШ-2Б-32, радиостанции Р-123, двигателя В-55, гусениц с резинометаллическим шарниром, оборудования для подводного вождения танка, боеукладки на 43 выстрела, катков от танка Т-55 и лазерного дальномера КДТ-1.
Перечень разработанных мероприятий по повышению уровня боевых свойств для Т-55 и Т-62 был достаточно серьезным и практически одинаковым для обеих марок.
Так для повышения защищенности танков от кумулятивных средств поражения на верхнем лобовом листе корпуса, на лобовой броне башни (справа и слева от пушки) и на крышках люков членов экипажа стали устанавливаться металлополимерные блоки различных размеров, резиновые экраны на надгусеничных полках корпуса. Для повышения противоминной стойкости усилили защиту днища корпуса, прежде всего под отделением управления, и изменили способ крепления сидения механика-водителя. Оно уже устанавливалось не на днище машины, а подвешивалось между бортом корпуса танка и специальной стойкой.
С целью повышения огневой мощи устанавливались лазерные дальномеры, усовершенствованные прицелы, оборудование, позволяющее вести огонь управляемой ракетой через ствол. Танки стали ракетно-пушечными.
Для сохранения уровня подвижности ставших более тяжелыми машин на них установили двигатели большей мощности и усовершенствовали систему подрессоривания.
Так как “пятьдесятпятки” и “шестьдесятдвойки” и их модификации серийно уже не выпускались, все их усовершенствования производились на заводах капитального ремонта бронетанковой техники, находившихся в ведении Министерства обороны СССР. Основные модели обновленных машин получили индексы Т-55АМ и Т-62М. Но существовали и другие модификации, отличавшиеся от этих комплексом вооружения, двигателем, специальными защитными комплексами и системами.
С 1979 года в составе 40-й отдельной общевойсковой армии советских Вооруженных Сил, находившейся в Афганистане, были серийные танки Т-55 и Т-62. Модернизированные машины стали поступать туда в начале 80-х годов прошлого века. Их живучесть повысилась, и они хорошо зарекомендовали себя в боевых действиях. На вооружение советских войск, дислоцировавшихся в Республике Афганистан, модификации с ракетным вооружением не поставлялись.
В МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ учреждения образования “ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ”
Танки Т-55АМ не состояли на вооружении Белорусского военного округа. Но несколько экземпляров таких машин долгое время находились на одной из баз резерва танков Министерства обороны СССР, располагавшейся на территории нынешней Республики Беларусь. В 2007 году, когда создавался музей учреждения образования “Военная академия РБ”, одну из этих машин передали в музейные фонды. Была ли она в Афганистане – неизвестно.
Тогда же из той же базы в музей передали в качестве экспонатов танки Т-54АМи Т-62 образца 1972 года.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы и консультацию полковнику запаса Михаилу Брелю.
Фото Михаила Бреля