Одним из старейших автозаводов в Советском Союзе был московский ЗИЛ – завод имени Лихачёва. На протяжении нескольких десятилетий здесь выпускали автомобили различного назначения, пока из-за финансовых проблем уже после распада страны предприятие не закрылось.
Особую известность приобрели грузовики и автобусы этой некогда известной и популярной марки. Но создавали тут и машины другого класса – легковые автомобили-кабриолеты, предназначенные для проведения парадов и прочих праздничных мероприятий. Первой из них стала модель ЗИЛ-111В, пришедшая на смену ЗИС-110Б.
ЗИЛ-111В
Этот автомобиль производили при Министре обороны СССР маршале Родионе Малиновском. 7-местная машина имела брезентовый верх и четыре боковых подъемных окна в хромированных рамках. С помощью электропривода окна можно было поднимать и опускать, а тент – посредством электрогидравлического привода. Тент в сложенном состоянии накрывали декоративным чехлом из сдвоенного прорезиненного габардина. Шестиметровую модель оснащали 200-сильным двигателем V8 рабочим объемом 6 литров. Она развивала скорость до 170 км/ч. Всего было выпущено 10 таких экземпляров. Их трудовая деятельность продолжалась с 1961 по 1972 годы. Они участвовали в военных парадах на Красной площади и почетных кортежах при встрече космонавтов и VIP-гостей.

ЗИЛ-111В с открытым верхом

Место водителя в автомобиле ЗИЛ-111В
Первые три экземпляра ЗИЛ-111В (шасси №№ 39, 40, 41) в парадном исполнении построили в 1961 году. Первые два до сих пор принадлежат Госкомитету по делам обороны Киргизии. До 2015 года они участвовали в военных парадах в Бишкеке. На фото автомобиль с шасси № 41. Именно он вошел в историю, выполнив особо почетную миссию. Данный кабриолет доставил из аэропорта Внуково в Кремль после успешного полета в космос первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Кстати, это событие было воспроизведено в сериале “Красная королева”, снимавшемся в Беларуси в 2014 году. Правда, за неимением оригинального ЗИЛа, в съемках его заменила “Чайка”.

ЗИЛ-111В шасси N41
Что касается “сорок первого”, то его служба потом продолжилась в столице Таджикистана – городе Душанбе.
К счастью, все “сто одиннадцатые” сохранились до наших дней. Во время официальных мероприятий автомобили ЗИЛ-111В сопровождали мотоциклы К-750. А потом – их модернизированные “братья” К-750М.
P.S. В следующем году в Москве, на территории знаменитого выставочного комплекса ВДНХ, в одном из его павильонов планируется открытие новой музейной экспозиции, экспонатами которой станут автомобили из Гаража особого назначения (ГОНа). Одно из мест займет и кабриолет, представленный на данных фотографиях.
На территории нашей страны автомобили ЗИЛ-111В не эксплуатировались. Белорусы их видели только на кадрах кинохроники. До начала 90-х в БССР использовались ЗИС-110Б, которых затем сменили открытые “Чайки” ГАЗ-14-05.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото А.Трохачева