Мы делаем больше, чем обещаем!

Главная страница » Новости » Новости » Передача автомобиля, ввезенного по декрету №6 в управление знакомому, также аннулирует предоставленную льготу

Передача автомобиля, ввезенного по декрету №6 в управление знакомому, также аннулирует предоставленную льготу

от S_vetik
0 комментарий 116 Просмотров

Как не попасть впросак, имея автомобиль, ввезенный по льготе?

Своим практическим опытом делится юрист-лицензиат, директор ООО “Экономические споры”, председатель Третейского суда С.Ч. Белявский.

Условием прекращения льгот, установленных Декретом №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», является передача ввезенного имущества во временное пользование другим лицам: как субъектам хозяйствования, так и гражданам.

В соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета №6 определено, что при передаче товара в собственность, оперативное управление, а также во временное пользование в течение пяти лет со дня использования налоговых (тарифных) льгот обязанность по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством.

Важно обратить внимание, что в данной норме не указано о запрете передачи ввезенного товара лишь другому субъекту хозяйствования. Указанный запрет распространяется абсолютно на всех участников гражданского оборота, в том числе граждан, даже если они являются и другими участниками субъекта хозяйствования – декларанта, либо работниками организации, но товар передается им в пользование для личных нужд.  Управлять автомобилем, например, вправе лишь работники субъекта хозяйствования – декларанта в рамках выполнения своих трудовых обязанностей.

По данной причине, руководителям субъектов хозяйствования следует обращать пристальное внимание на то, кому они передают в управление или в пользование ввезенные автомобили, имущество. Ценой такой услуги будет последующее доначисление всех не внесенных таможенных платежей, налогов с начислением пеней.

Приведем пример.

Экономическим судом было рассмотрено дело по заявлению ООО «Декларант» о признании недействительным решения таможни по акту таможенной проверки [1].

Согласно содержанию принятых по делу постановлений, ООО «Декларант» по декларациям под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в порядке, установленном подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет №6), помещены два грузовых автомобиля.

Таможней проведена камеральная таможенная проверка ООО «Декларант» по вопросу соблюдения условий по использованию и (или) распоряжению товарами: «грузовые автомобили», помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В ходе проверки установлено, что ООО «Декларант» указанные товары переданы во временное пользование иному лицу, что является нарушением условий использования данных товаров, установленных пунктом 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 11.09.2013 №5 (далее – Декрет №5) «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 №6».

Передача автомобиля

По результатам камеральной проверки руководителем таможни принято решение об уплате ООО «Декларант» в бюджет ввозных таможенных пошлин, налогов и пеней, которое обжаловано в суд в соответствии со статьей 38 Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республики Беларусь».

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, Законом Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее также – Закон), а также НК, иными актами налогового законодательства в части исполнения возложенных на них полномочий.

Подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета №6 установлено, что коммерческие организации, зарегистрированные в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности освобождаются от ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, классифицируемых согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в товарных позициях, перечисленных в данном пункте, в качестве вклада в уставный фонд этих организаций в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования такого фонда.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС), действовавшего на момент оформления деклараций на ввозимые транспортные средства, товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению, считаются условно выпущенными и находятся под таможенным контролем.

Аналогичные нормы содержатся в статье 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).

Подпунктом 1.9 пункта 1 Декрета №6 определено, что при передаче товара во временное пользование (за исключением передачи их организациям с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности до 01.12.2013) в течение пяти лет со дня использования налоговых (тарифных) льгот обязанность по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 211 ТК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

В соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 статьи 211 ТК ТС, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием таких льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям предоставления льгот, – в первый день совершения указанных действий.

Аналогичные нормы установлены в статье 136 ТК ЕАЭС.

Пунктом 2 Декрета №5 определено, что в отношении товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь с освобождением от ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость в соответствии с частью первой подпункта 1.9 пункта 1 Декрета №6, обязанность по уплате таможенных пошлин и НДС подлежит исполнению в установленном законодательством порядке, если в течении пяти лет со дня помещения этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления совершены определенные действия, в том числе, передача указанных товаров во временное пользование иным лицам.

В соответствии со статьей 79 ТК ТС (статьей 50 ТК ЕАЭС) плательщиками таможенных пошлин, налогов является декларант, на котором лежит обязанность по соблюдению ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами.

Согласно статье 331 ТК ЕАЭС таможенная проверка – форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных ТК ЕАЭС, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов ЕАЭС о таможенном   регулировании.

Статьей 332 ТК ЕАЭС определено, что камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.

Решение по акту принимается начальником таможенного органа, проводившего камеральную таможенную проверку, или уполномоченным им заместителем по истечении двадцати рабочих дней со дня направления проверяемому лицу акта, а в случае подачи возражений – пяти рабочих дней со дня направления проверяемому лицу заключения по этим возражениям (статья 136 Закона).

Согласно документам, представленным таможней доказательствам один из двух грузовых автомобилей, неоднократно использовался гражданином Приятель П.П. в составе организованной преступной группы при совершении преступлений, предусмотренных частью первой статьи 309, частью четвертой статьи 205 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

В частности, грузовой автомобиль, неоднократно использовался Приятель П.П. для перевозки похищенного дизельного топлива, а также подручных материалов (емкостей, кранов, патрубков, шлангов, мотопомпы со шлангом и пр.). Приятель П.П., пользуясь доверительными отношениями с директором ООО «Декларант» Директор Д.Д., неоднократно брал указанный автомобиль для личных целей с разрешения Директор Д.Д. (выписка из протокола судебного заседания по уголовному делу).

В судебном заседании свидетелем Директор Д.Д., который являлся директором и одним из учредителей ООО «Декларант», даны показания, в том числе, о том, что гражданин Приятель П.П. является его хорошим товарищем; в ООО «Декларант» имеются два грузовых автомобиля, приобретенных в рамках Декрета №6; Приятель П.П. пользовался указанными автомобилями для своих личных целей; указанные автомобили передавались Приятель П.П. только с ведома Директор Д.Д.; обычно Приятель П.П. брал автомобиль, так как он был свободен (выписка из протокола судебного заседания по уголовному делу).

По факту использования Приятель П.П. грузовых автомобилей директор ООО «Декларант» Директор Д.Д. в своем объяснении пояснял, что когда Приятель П.П. необходимо было перевезти какой-нибудь свой груз и это было по пути на базу, Директор Д.Д. разрешал Приятель П.П. использовать для перевозки этими автомобилями различных товаров; документы на передачу автомобилей не оформлялись, точную дату передачи Директор Д.Д. не назвал.

Согласно документам и сведениям, представленным ООО «Декларант», Приятель П.П. являлся вторым учредителем (участником) ООО «Декларант», при этом, Приятель П.П. не был наемным работником в ООО «Декларант» и работал в другой фирме.

Факты добровольной передачи директором ООО «Декларант» Директор Д.Д. товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления во временное пользование Приятель П.П. подтверждаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела. Доводы жалобы о передаче автомобилей в ремонт не подтверждены, поскольку приобретение запасных частей не может быть признано достоверным и достаточным доказательством передачи автомобилей в ремонт.

Поскольку первый день передачи грузовых автомобилей документально не подтвержден, сроком исполнения обязанности по уплате таможенных платежей обоснованно признан день регистрации таможенным органом деклараций.

По данной причине, решением экономического суда ООО «Декларант» отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения таможни о доначислении платежей.

Решение было обжаловано в апелляционном и кассационном порядке, но отставлено в силе.

Как было дополнительно отмечено в кассационном постановлении, таможенным органом в обжалуемом решении правомерно сделан вывод, что ООО «Декларант» не исполнена в установленные сроки обязанность по уплате таможенных платежей, поскольку транспортные средства, которые считаются условно выпущенными в обращение и находящиеся под таможенным контролем, в нарушение норм Декрета №6 передавались во временное пользование Приятель П.П.

Следует отметить, что подобный подход применяется и при выбытии имущества из собственности (оперативного управления) организации вследствие хищения по причине ненадлежащего контроля за ним.

Так, положениями ТК ТС и  Декрета Президента Республики Беларусь от 11.09.2013 № 5 “О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 7 мая 2012 г. N 6” определено, что пользование условно выпущенными товарами должно осуществляться непосредственно коммерческой организацией, в уставной фонд которой эти транспортные средства внесены, и только в целях, в связи с которыми были предоставлены льготы в отношении данных транспортных средств, и возлагают обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов независимо от обстоятельств совершения нарушения таможенного законодательства, то есть независимо от наличия (отсутствия) умысла со стороны организации. Ответственность за соблюдение ограничений по пользованию и (или) распоряжению условно выпущенными товарами, а также за их сохранностью несет декларант, который является плательщиком таможенных платежей (ст. 79 ТК ТС).

Таким образом, при передаче, выбытии по любым основаниям (другим коммерческим организациям, знакомым, работникам для личных нужд, хищение и т.п.), ввезенного по 6 Декрету товара, все предоставленные в отношении него льготы будут аннулированы. Передача товара возможна лишь штатным работникам организации и лишь для выполнения служебных обязанностей.

Белявский С.Ч.
“юрист-лицензиат, директор ООО “Экономические споры”, более 10 лет стажа работы судьей экономического суда, член союза юристов, автор 5 книг, многочисленных публикаций в СМИ по вопросам судебной практики рассмотрения экономических споров, соавтор комментариев к ГК и ХПК РБ.

[1] Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 30.10.2019 по делу № 47-9/2019/139А/1236К

Поделиться
0 комментарий

Вам так же понравится

Оставить комментарий