Автоэвакуаторы сейчас стали неотъемлемой частью автомобильного парка нашей страны. Практически каждый день мы видим их работу, которая заключается в эвакуации машин. Эти специальные автотранспортные средства стоят на вооружении Министерства внутренних дел Республики Беларусь и других государственных и частных организаций.
Но почти двадцать пять лет назад, в 90-е годы прошлого века, сразу после распада СССР, такой автотехники в нашей стране почти не было. С течением времени отдельные экземпляры таких автотранспортных средств постепенно стали появляться на улицах белорусских городов, куда они попадали разными путями. В основном, это были модели зарубежного производства “не первой свежести”.
Одной из первых служб в Минске, которая занималась оказанием помощи на дорогах поломанным и пострадавшим автомобилям, стала “002”. Она имела в своем штате несколько машин. В 2003 году ее автопарк пополнился еще двумя машинами. Ими стали представители немецкого автопрома Mercedes-814, оснащенный сдвижной платформой, лебедкой и другим специальным оборудованием, и его “коллега” Mercedes-1117, на котором дополнительно установили кран-манипулятор, грузоподъемностью 3150 кг.
НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ АВТОШАССИ
Предпринимались попытки создания автоэвакуаторов на отечественном автошасси. В качестве базовых моделей выступала продукция Минского автомобильного завода. Одну из первых, возможно, и первую попытку предприняла служба “СПАС-001”, появившаяся в белорусской столице в 1998 году.
АВТОЭВАКУАТОР НА АВТОШАССИ МАЗ-437040
В 2003 году автомобильный парк службы “СПАС 001” пополнился новым спецавтомобилем – автомобилем-эвакуатором на базе среднетоннажника МАЗ-437040. Интересна история его создания. Вначале планировалось заказать такую готовую модель на Минском автомобильном заводе. Но цена, предложенная автозаводом, оказалась слишком высокой. И тогда руководство службы приняло другое решение. В конце мая этого же года было закуплено только шасси МАЗ-437040. А в июне на бывшем военном заводе в Слуцке изготовили сам автоэвакуатор. Причем конструкцию платформы с выдвижными аппарелями разработали специалисты самого “СПАС-001”. Машину оснастили электролебедкой и другим оборудованием для оказания технической помощи.
Автотехника прошла все необходимые сертификационные испытания в Белорусском национальном техническом университете (БНТУ) и стала использоваться по своему прямому назначению.
К сожалению, через несколько лет автоэвакуатор продали в частные руки, и дальнейшая его судьба неизвестна.
Увы, но фотографий данного автомобиля не сохранилось.
Р.S. Вначале 2000-х годов свою модель автоэвакуатора создали и на Минском автозаводе. Она получила номер МАЗ- 437040-032. Но это, как говорит известный советский и российский актер Леонид Каневский: “… совсем другая история”.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото автора