Задумка о проведении соревнований на тракторах, которые производит Минский тракторный завод давно витала в воздухе. Но первыми на просторах бывшего СССР эту идею осуществили в России. В Ростове не один год проводятся гонки на тракторах под названием «Бизоншоу», где участники соревнуются на собственных тракторах, где разрешены доработки двигателей, салона, устанавливаются каркасы безопасности и др.
В свое время ростовчане обращались к нам с предложением о совместном проведении таких соревнований, но ответ бывшего гендиректора МТЗ был таков: «Трактора нужны в поле!». Но время не стоит на месте и успехи МАЗа на международных соревнованиях, видимо, стали катализатором принятия решения о проведении соревнований на тракторах МТЗ в Беларуси.
В этом направлении большая заслуга нынешнего генерального директора «МТЗ» Виталия Вовка, который в свое время руководил подразделением «Юкола-сервис», где была своя автоспортивная команда. Человек в теме и прекрасно понимает, что популяризация продукции через соревнования- это не тривиальное решение, которое может дать хороший толчок в продажах техники, а также выявление недостатков, с которыми нужно будет поработать. Главным в проведении «ТракторШОУ» в Беларуси- это было решение руководителя Минского тракторного завода, которое и собрало вокруг себя не только сотрудников, но и людей, имеющих опыт в проведении автоспортивных мероприятий.
Свою лепту в проведение внес и я, готовя регламент проведения и выступив в роли руководителя гонки. Сотрудничество с МТЗ в течение последних четырех лет, когда мы проводили финал по автоджимхане у стен завода переросло в проведение «ТракторШОУ». Тем более был хороший повод- 70 лет с момента выпуска заводом первого колесного трактора на пневмошинах.

Построение участников на открытии гонки
Это были не просто соревнования. Это был симбиоз задач- выявление сильнейших, популяризация профессии механизатора, техники, выпускаемой заводом и создание праздника для сотрудников. Во все области были высланы приглашения с предложением прислать команды, состоящие из водителей, имеющих опыт эксплуатации тракторов не менее двух лет и работающих по данной специальности. Всем участникам для соревнований завод предоставил новенькие МТЗ 82.1. Фактически получился монокубок, когда все пилоты выступают на одинаковой технике и все зависит от мастерства. Трактора серийные, без каких- либо доработок и изменений.

Первый колесный трактор на пневмошине, выпущенный МТЗ
Перед официальным проведением с участниками была проведена короткая тренировка на трассе под Минском в Великом камне. Трасса включала в себя водные преграды, подъемы и спуски, грязевой участок, а также «гараж» и «змейку». При этом конфигурация проезда трассы каждый заезд менялась, что вызывало некоторые опасения, ведь трактористы не имели соревновательного опыта и могли запутаться в хитросплетениях схемы проезда. Учитывая волнение, которое всегда появляется при выступлении при большом количестве зрителей, мы приготовились к большому количеству НВ(невыполнения) в заездах…Но брифинг с участниками, проведенный вечером накануне гонки выявил совсем другую проблему- команда Витебской области оказалась, мягко говоря, не в форме! Последовало скоропалительное решение представителей оргкомитета об отстранении их от соревнований и отправке домой. Об этом решении случайно узнал я. Все, взвесив, как руководитель гонки, я настоял на том, что, если утром они не пройдут медконтроль, то тогда и будет у меня аргумент для снятия. А пока у меня нет оснований об отстранении данных участников. На том и порешили. Как показал дальнейший ход событий, это было правильное решение.

Старт заезда девчонки давали…финишными флагами.
Утро выдалось слегка дождливым, но погода к моменту открытия порадовала – выглянуло солнце и потеплело. Участники потянулись к палатке, где проходили медконтроль и находился секретарь соревнований. Когда появились представители Витебской области, мы слегка напряглись…Но алкотестер и медики не дали противопоказаний ни одному участнику! Мы все выдохнули…

Заезды проходили по 2 участника
Первый этап соревнований состоял из двух заездов, где все 16 участников проезжали трассу парами. По результатам этих заездов определились 8 пилотов от каждой области, а также БГАТУ и сельхозакадемии (БГСХА) из г. Горки. В составе участников были как совсем молодые ребята, так и взрослые мужики, которые крутят баранку не один год. Уже в ходе заездов представителю Гомельской области пришлось остановиться вскоре после старта!

Первое препятствие после старта (№81- окажется победителем гонки)
Пилота пришлось сопроводить к медикам на обезболивание, так как тряска по трассе сильно отдавалась в позвоночнике, и появившаяся боль не позволила продолжить гонку. Нужно отметить, что на сильнейшую тряску жаловались многие участники, но продолжали выступать. У молодых пилотов в этом плане, наверное, было некоторое преимущество- спины еще были крепкими. Они больше рисковали и не так обращали внимание на возможность получения травмы. Молодежь…

Грязевой участок стал самым сложным на трассе
Второй этап соревнований включал в себя уже появление грязевого участка, который для некоторых стал самым злополучным местом. Именно здесь терялись драгоценные секунды, а трактора иногда вязли и приходилось прибегать к эвакуаторам. Вот тут как раз нужен был опыт!
Жаль, но именно здесь потерял надежду пройти в следующий этап Максим Логунов из Горок, который лихо проехал первый этап. Трактор пришлось вытаскивать, а это означало, что в заезде у него НВ. Участники внимательно наблюдали за своими соперниками и делали выводы для себя. Ведь с каждым заездом менялась трасса и появлялись колейность, а также ямы под водой. Это нужно было учитывать при проезде.

Водная преграда…

Водлная преграда делала видимость нулевой на какие- то секунды
Для зрителей, которых собралось очень много, одним из самых зрелищных элементов на трассе оказался подъем на холм, где наиболее горячие пилоты прыгали с отрывом всех четырех колес иногда! Это было красиво, но рискованно. Правда, травм в этот день больше не было.

Через холм некоторые отчаянные пилоты буквально перелетали!

Полет нормальный! Призер гонки Дмитрий Гук из Слуцкого района
Проезд водной преграды на скорости тоже смотрелся очень интересно, ведь вода накрывала трактор по самую крышу и на какое- то время водитель не видел куда едет! На этом этапе особенно запомнился заезд представителя Могилевской области и БГАТУ, когда на финише из разделило всего около 1 метра!

Некоторые заезды проходили чуть ли не в контактной борьбе
После проезда восьмерых участников очередного этапа были выявлены участники полуфинала, куда проходило 4 пилота. Ими стали представители Минской, Витебской, Гродненской областей и сельхозакадемии г. Горки. Первой парой, вышедшей на старт, стали представители Минской и Витебской областей- Дмитрий Гук и Виктор Бабарыко.

Владислав Бобрович пытается оторваться от Дмитрия Гука в финальном заезде
Борьба этих двух парней была упорной и с переменным успехом. Грязевой участок лучше удался Виктору, который выиграл заезд и пробился в финал. Вторая пара, которой предстояло поспорить за выход в финал- четверокурсник БГСХА Владислав Бобрович (Горки)и Мирослав Балинский (Гродненская область). Их заезд тоже оказался очень интересным, но молодость взяла верх! Владислав Бобрович вышел в финал, где ему предстояло поспорить за главный приз – трактор МТЗ BELARUS 82.1 с Дмитрием Гуком, имеющим 19- летний стаж работы механизатором в Слуцком районе. Но сначала прошел заезд за третье место между Виктором Бабарыко и Мирославом Балицким.

Третье место занял представитель Витебской области Виктор Бобарыко

Виктор Бобарыко из Витебской области занял 3- е место в гонке
Здесь удача сопутствовала представителю Витебской области (а ведь его хотели накануне не допускать к гонке!). Ему достался трактор МТЗ BELARUS 320. Борьба за первое место между Дмитрием Гуком и Владиславом Бобровичем шла с переменным успехом, но ключевым моментом стал грязевой участок, который быстрее преодолел молодой пилот! Именно он и стал победителем первого «Тракторшоу», которому и достался главный приз. А Дмитрий Гук увез с собой МТЗ BELARUS 622.

Победитель гонки – Владислав Бобрович на участке “змейка”

Команда – победительница (Владислав Бобрович в центре)
После финиша первые поздравления
Под занавес мероприятия на трассу выехал Сергей Вязович из команды «МАЗ-СПОРТавто». Зрители тепло приветствовали его смелые прыжки на МАЗе во время показательного заезда по трассе.

Сергей Вязович показал возможности МАЗа в ходе заезда

Сергей Вязович на дистанции с показательным заездом
Есть надежда, что «ТракторШОУ» стало пилотным проектом и в следующем году соревнования пройдут с участием не только белорусских пилотов.
Анатолий Шевченко
Больше ФОТО – ЗДЕСЬ