9 июля в Москве на Воробьевых горах прошел День Московского транспорта, организованный местными властями. Учрежденный мэром российской столицы в 2017 году праздник ежегодно отмечается во вторую субботу июля.
“Готовим большую праздничную программу и стараемся удивить гостей”, – рассказал заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
Выставка ретро автотехники
В рамках данного праздничного события впервые прошел городской фестиваль “Ретрорейс” Музея Транспорта Москвы – открытого городского пространства и живого исследовательского центра, в фондах которого находится более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов, такси и др. средств передвижения.
Пока основное музейное здание еще находится в реставрации, музейщики решили постепенно показывать людям свою коллекцию автораритетов.
Представленный транспорт олицетворяет эпоху 60-70-х годов. Гости ретрофеста смогли увидеть знакомые им с детства модели отечественного автопрома.
Советский автобус ЗИС-155, массово выпускавшийся в 1949-1957 годах и ставший заменой автобусу ЗИС-154,стал более простым в производстве, но менее вместительным (длина 8 метров). В конструкции использовались элементы кузова ЗИС-154 и агрегаты грузовика ЗИС-150. Именно на 155-м был впервые в советском автопроме внедрён генератор переменного тока. Автобус мог перевозить 50 пассажиров (28 сидячих мест). Двигатель ЗИС-124 мощностью 95 л. с. разгонял машину полной массой 9,9 т до 65 км/ч.
ЗИЛ-158 был основной моделью в городских автобусных парках республик Советского Союза. Самые последние его экземпляры пришли в 10-й автопарк Москвы в феврале 1970-го.
Еще один участник – открытый автобус “Рица” выпускался центральной автомастерской города Сочи на шасси грузовика ГАЗ-51 с 1954 по 1957 годы и предназначался для перевозки отдыхающих на черноморском побережье.
Опытный образец ПМЗ-17 на шасси грузового автомобиля ЗИС-150 (с 1956 г. – ЗИЛ-150) появился в 1954 году. Принят для серийного производства в 1955 году. Автоцистерна имеет более высокие технические показатели по сравнению с моделью 9М, выпускавшейся ранее. Суммарный объем емкостей для воды увеличен с 1800 до 2300 литров. Установлен центробежный насос ПН-30. Использовался для доставки к месту пожара воды, пенообразователя и противопожарного оборудования, а также для подачи воды или воздушно-механической пены.
Находился в экспозиции и грузовик производства Минского автозавода – самосвал МАЗ-205. Он эксплуатировался до 1976 года и проехал более миллиона километров. Молодые посетители познакомились с “живой” историей города впервые.Все желающие смогли не только осмотреть уникальные экземпляры, но и сфотографироваться вместе с ними.
Макет автобуса Daimler-Marienfedle
Но главным экспонатом выставки стал полномасштабный макет немецкого автобуса Daimler-Marienfedle, выпущенного в 1905 году. Его оригинал эксплуатировался в Москве и возил пассажиров на первой городской автобусной линии между заставой у Марьиной Рощи и Останкино в течение летнего сезона 1907 года. Потом движение закрыли.
Среди участников выставочной части были известные ретро автоклубы: “Москвич”, “Волга М-21”, “Победа-клуб” и “Lada History” – всего более 80 автомобилей.
“На площадке у Воробьевых гор объединились настоящие энтузиасты транспортного дела: это автомобильные клубы, реставрационные мастерские, частные коллекционеры. Вместе мы не только сохраняем наследие прошлого, но и делимся предметами инженерной мысли и промышленного дизайна”, – отметила директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Для своих гостей организаторы фестиваля подготовили целый ряд конкурсов и развлечений. Так, юные посетители стали на время водителями и прокатились на педальных машинках, популярных у их ровесников во времена СССР. Такой детский ретро автотранспорт специально для данного события предоставил Музей Автомобильных историй.
Занятия по душе нашли и взрослые.
В программу праздника были включены несколько мероприятий, одним из которых стало пятичасовое авторалли по живописным районам центра города, проведенное при поддержке GORKYCLASSIC. В нем приняли участие более шестидесяти экипажей на ретро автомобилях.
Завершилось праздничное мероприятие вечерней музыкальной программой, в которой выступили как отдельные музыканты, так и целые коллективы с произведениями в ретростиле.
P.S. Данное мероприятие вызвало интерес у москвичей и гостей российской столицы и прошло с большим успехом. В нем приняли участие 30 тысяч человек.
Кстати, к месту проведения ретрофеста всех желающих доставляли автобусы, выпущенные в Советском Союзе: ЛиАЗ-677М и участник “XII фестиваля молодежи Москва 85” ЛАЗ-699Р “Туритс-2”.
Организаторы первого городского фестиваля “Ретрорейс” надеются на то, что со временем он станет ежегодным.
“Уже сейчас мы можем смело сказать, что ”Ретрорейс” станет флагманским и ежегодным фестивалем Музея Транспорта Москвы”, – поделилась директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Появилась зарождающаяся традиция вновь проводить семейный досуг, знакомясь с легендами городских улиц – редчайшими автомобилями и техникой.
Может, через некоторое время подобный фестиваль пройдет и в Минске. В Республике Беларусь ретро автотехника вновь начинает пользоваться популярностью и ретрофест с участием городского транспорта вызовет большой интерес.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Фото Музея Транспорта Москвы и Сергея Лукьянова
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы директору по внешним коммуникациям Музея Транспорта Москвы Дарье Хасановой.